О жилой застройке на месте Товарного дома говорили почти с начала 2010-х годов — все складские помещения РЖД переехали на другой узел, и нужно было придумать новое назначение земле в центре города. В 2015-м Брусника подписала с администрацией Екатеринбурга договор развития застроенных территорий, в рамках которого ей досталась земля за Управлением дороги.
Сейчас на месте будущей стройки уже лежат бетонные плиты и устанавливаются заборы, но также остаются гаражи и небольшие дома. Корреспондент 66.RU поговорил с местными жителями, которые подтвердили, что гаражи активно покупает и сносит Брусника.
Фото: 66.RU |
---|
Фото: Григорий Постников для 66.RU |
---|
Складские помещения не используются и заросли деревьями |
Фото: Григорий Постников для 66.RU |
---|
Фото: Григорий Постников для 66.RU |
---|
Место будущего квартала Брусники |
Фото: Григорий Постников для 66.RU |
---|
Место готовят к застройке |
Фото: Григорий Постников для 66.RU |
---|
Некоторые гаражи до сих пор на месте |
Однако этой информации нам оказалось достаточно. Запрос «Брусника международный конкурс» первой же ссылкой вывел нас на сайт archi.ru и состязание для архитекторов под названием «Коллекция кварталов» с призовым фондом от 60 до 105 тыс. евро. Следующий шаг был довольно прост – перевод названия. Вышло Urban Block Collection и brusnika. По этому запросу третья ссылка вела на бюро Nöfer Architekten. Ожидаемо, немецкое. На своем сайте оно называло себя победителем конкурса, организованного застройщиком еще в мае 2018-го, и, ни от кого не скрываясь, публиковало рендеры будущего квартала на Печерской.
Мы написали на общую почту Nöfer. И ждали ответа примерно месяц, периодически напоминая о себе. В начале июня немцы подтвердили наши догадки. В Екатеринбурге действительно строят квартал по проекту, и знакомство с Брусникой у них произошло на том самом конкурсе. Первую очередь из четырех секций планируется сдать к 2022 году, а последнюю — в 2024-м. В тот же день, что пришел ответ, нам позвонил глава бюро Тобиас Нойфер.
— Район, который вам выделили, почти целиком состоит из советской застройки. Эти сталинки, неоклассицизм — все это похоже на немецкую архитектуру, в чем-то даже берлинскую.
— Скорее, Екатеринбург похож на Дрезден или Дюссельдорф — такой нестоличный мегаполис с самобытным населением. Именно поэтому поработать и добавить что-то в вашу архитектуру было не только коммерческой, но и творческой задачей. Европейская и российская культуры постоянно влияют друг на друга, и сейчас эти традиции неразделимы. Наш проект — результат совместной работы русских и немецких архитекторов.
Возможны модификации, но основная идея и внешний вид останутся неизменными. Идеи Urban Block развиваются из традиций европейских городов, которые сильно повлияли на Екатеринбург. Ее главная идея — качественное соотношение общественного и частного.
— Общественного и частного? А что может быть общественного в большом доме для конкретных людей, которые купят в нем квартиры?
— Зданием мы делим пространство на зоны только для жителей дома и общественные пространства для всех. Например, сейчас здесь небольшая аллея, а в нашем проекте она превращается в открытый сквер. Нам доставило большое удовольствие работать над проектом, где архитектура должна одновременно быть сценой для общественного выступления и иметь отступление к частной жизни.
Дополнительно на первых этажах организованы магазины, благодаря которым это уличное пространство будет живым. Оно станет работающим местом для жизни и для контактов людей друг с другом.
— Ранее говорилось, что тут будут 6–16-этажные дома, а сейчас проект вырос до 27-этажной башни на одном из углов. Такая высота больше подходит бизнес-центрам, это же не про уютную жизнь.
Даже у высотных домов, которые стали доминантами, есть человеческие черты. Они прослеживаются через симметрию и асимметрию, их объемы и фасады. Комплекс похож на большой стол, за которым собрались разные люди, у всех разный рост, пропорции и характеры.
Человек может увидеть, насколько он бывает разным, в этажности, размере окон, входов и даже магазинных дверей. Наша архитектура — это всегда трансляция лица современного общества на строительные формы. Это традиция, которая на протяжении столетий есть в разных культурах. Через непохожие друг на друга элементы жители видят индивидуальность их дома и начинают идентифицировать себя с ним.