Тема получила актуальность после того, как в конце прошлого года компания Prinzip смогла в суде отменить норму, по которой архитектурный облик обязательно должен одобрить муниципалитет.
Сегодня застройщики, чиновники и архитекторы собрались на круглом столе, чтобы прийти к компромиссу о том, в каком формате согласовывать внешний вид новостроек. Перед началом обсуждений глава Ассоциации строителей Урала Вячеслав Трапезников подчеркнул, что встреча организована не для того, чтобы вспоминать разногласия, а для поиска образа будущего.
Участники разделились на две группы: тех, кто считает, что мэрия не должна оценивать архитектуру новых зданий, и тех, кто опасается, что без этого Екатеринбург наводнят уродливые строения. Приводим мнения обеих сторон.
Против согласований
Михаил Волков, министр строительства Свердловской области:
— Задавать критерии должен муниципалитет, основываясь на консенсусе с архитектурным сообществом. А дальше пусть процесс согласования уходит от бюрократии. То есть город задал рамки, а проверять исполнение должен независимый орган. Тогда мы исключим субъективный фактор.
Молоток — хороший инструмент, но в одних руках он будет приносить пользу, а в других — вред. Продолжая аналогию, контроль мэрии за внешним обликом зданий превратился в дубину. Нам нужен новый механизм.
Михаил Вяткин, бывший глава Градсовета:
— Надо ли согласовывать архитектурные проекты? Да. Но чтобы что-то согласовывать, нужно выдать какие-то пожелания. Раньше эту роль выполняло архитектурно-планировочное задание (АПЗ), которое мэрия выдавала заранее и указывала в нем все требования к будущему дому. Это не вкусовщина одного человека, пусть даже самого талантливого главного архитектора города. Главный архитектор должен смотреть, выполнены ли условия АПЗ, а остальное — это творческий процесс. Давайте доверять архитектору.
Сергей Алейников, архитектор:
— Я не могу понять, кто конкретно согласовывает архитектурно-градостроительный облик. Я нарисовал эскизный проект, заказчик отнес его в мэрию. Что там дальше происходит, я не знаю, но приходит отказ. Что мне дальше делать, что менять?
Владимир Крицкий, управляющий «Группы ЛСР» на Урале:
— Никакой дискуссии не было, если бы мэрия не довела ситуацию до абсурда. Не нужно ничего выдумывать, все документы, чтобы спокойно работать, есть. Но вместо того чтобы действовать по регламенту, они ищут повод для отказа. У них появилась новая отговорка: «колористика объекта не соответствует окружающей застройке». Что это вообще значит? Не нужно согласовывать все подряд, достаточно согласовывать проекты, которые находятся в пределах «утюга» (центра города).
Геннадий Черных, директор компании Prinzip:
— Все поддерживают тезис, что городу нужны красивые здания и хорошее благоустройство. Чтобы в город пришли инвестиции, нужны четкие, прозрачные правила, одинаковые для всех. Я за то, чтобы проекты рассматривались, но оценку должны делать профессионалы. Такого уровня недоверия к архитекторам я давно не встречал. Есть ощущение, что архитекторов просто боятся. Давайте сделаем нормальный градсовет и будем ему доверять.
Евгений Мордовин, директор «УГМК-Застройщик»:
— Вот, например, Сергей Алейников проектирует наши объекты, он заслуженный архитектор. Зачем ему получать одобрение других профессиональных архитекторов? Это его идеи, пусть он отвечает сам за свой продукт. Если ему понадобятся советы, то он сам соберется и обсудит.
Архитектор должен согласовывать проект только с застройщиком, потому что ограничений у нас и так достаточно. Это и Правила землепользования, и нормы градостроительного проектирования. Если мы не переходим за пределы этих ограничений, то и не надо ни с кем ничего согласовывать. Никто не стремится строить уродливые здания.
Сергей Мямин, первый замгендиректора «Форум Групп»:
— Нужно задуматься, против кого создаются эти барьеры. Раньше из 100 застройщиков только 10 хотели построить следующий дом. Остальные планировали что-то наспех изобрести и сбежать с деньгами. Тогда требования к внешнему виду были оправданы. Сейчас почти все застройщики профессиональны, дорожат репутацией.
Для любого инвестиционного проекта важно, чтобы требования, в том числе по архитектуре, озвучивались как можно раньше. Я сам был в этой роли: присутствовала вкусовщина одного человека, вкусовщина комиссии. Наверное, профессионального обсуждения или даже конкурса требуют объекты в знаковых местах, но все проекты причесывать под одну гребенку излишне.
За согласования
Алексей Бирюлин, вице-мэр Екатеринбурга:
— Мы хотим принять правила игры, чтобы, с одной стороны, систематизировать застройку, а с другой — дать архитекторам свободу творчества. Мы думаем сформировать архитектурный совет, который займется обсуждением внешнего вида конкретных зданий или кварталов. Никаких конфликтов с девелоперами у нас нет, и мы открыты к диалогу.
Алексей Храмов, начальник Главархитектуры:
— Согласовывать архитектурно-градостроительный облик необходимо. Те изменения, которые готовятся в Градостроительный кодекс, показывают нашу правоту. Мы оцениваем не только фасадные решения, но и проверяем соответствие документам территориального планирования, градостроительным регламентам, планировке территории. И решение принимает не один человек, а комиссия.
Андрей Молоков, главный архитектор Екатеринбурга:
— Мы отказываем в согласовании, если здание не будет соответствовать особенностям сложившейся застройки. У нас есть архитектурные требования: не превышать этажность, покрасить здание в определенный цвет. Согласен, что эти моменты дискуссионные. Хотя это обсуждается на консультациях и неожиданностей для застройщиков не бывает.
А бывает, что застройщики просто не доносят до нас необходимые документы: не прикладывают Генплан, эскизы фасадов, не указывают отделочные материалы.
Тимур Абдуллаев, основатель архбюро In.Form:
— Еще несколько лет назад в городе не было реестра объектов, которые были согласованы с архитектурной точки зрения. Нам нужно было составить информационную базу. Это причина того, почему согласование внешнего вида зданий вообще появилось.
Когда мы говорим про архитектурно-градостроительный облик — это вопрос культуры жизни в одном архитектурном пространстве. Должна происходить взаимоувязка, совместная оценка развития города.
В итоге стороны ни о чем не договорились: организаторы пытались сформировать резолюцию, но согласовать ее пункты со всеми участниками не удалось. Каждый остался при своем мнении.