Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Закрыть завод или построить новый на окраине. Почему деградация промпредприятий в центре города неизбежна

Закрыть завод или построить новый на окраине. Почему деградация промпредприятий в центре города неизбежна
Фото: архив 66.ru
В городе существует тенденция на вынос промышленных площадок из центра. Неэффективное производство сворачивается, а назначение земли, как правило, меняют на жилое. Геннадий Черных, который сам строит на бывшей площадке завода имени Воровского, не видит в этом проблемы и утверждает, что новые производства появляются.

За последний год у застройщиков накопилось немало претензий к деятельности городской администрации. Чиновники искусственно затягивали выдачу градостроительной документации, из-за этого девелоперы не могут выйти на новые площадки. К примеру, компания PRINZIP выкупила склады по улице Машинной и планировала построить на их месте квартал. В действующем Генплане земля отводится под жилье, однако в новой редакции до 2035 года ей вернули промышленное назначение. Но минстрой вовремя заставил мэрию переделывать документ. В противном случае рядом с ЦПКиО на долгие годы остался бы заброшенный пустырь.

С одной стороны, городские власти часто говорят об эффективном использовании участков в черте города. С другой — попытались воспрепятствовать строительству новой очереди проекта, который реализуется на бывших землях завода имени Воровского. В интервью 66.RU директор девелоперской компании PRINZIP Геннадий Черных рассказал, что в итоге планируется возвести на месте промзоны, когда появится мост к парку Маяковского и как, по его мнению, нужно вести переговоры с собственниками, чтобы запустить реновацию старого жилого фонда.

— Для компании PRINZIP «Парковый квартал» — самый крупный проект. Ко второй очереди строительства мы приступим раньше, чем планировали. Сейчас мы полностью переделываем планировку этой части застройки.

— Зачем переделывать?

— Изначально у нас была идея построить жилой комплекс в виде прямоугольного квартала. Тогда мы не представляли, какой будет спрос, и делали, скажем так, наверняка. Но нам захотелось экспериментов. Да, мы потеряем какое-то количество времени и несколько десятков миллионов рублей, но сможем улучшить проект.

Архитектурное бюро «Гордеев–Демидов» предложило концепцию с интересной планировкой, нарядными фасадами и бульваром, который пройдет через все очереди застройки.

— Мэрия хотела запретить вам строить жилье на землях, которые примыкают к площадке «Паркового квартала». Та проблема устранена?

— Мы получили задание на разработку проекта планировки. Сейчас в диалоге с администрацией города будем искать устраивающее всех решение по архитектуре и объему новых домов. Они с нами согласились, что жилье там уместнее. Это же очевидно! Что лучше — непонятная промзона или красивый объект? Мы видим на этом месте дома со смелой, запоминающейся архитектурой, поскольку это въезд в город.

— Планы относительно хайлайна не поменялись? Вы все еще хотите делать мост?

— В концепции есть связь «Паркового квартала» с ЦПКиО. Строим мост через Машинную и второй — через Исеть. Мы разговаривали об этом с Александром Геннадьевичем (Высокинским, мэром Екатеринбурга, — прим. 66.RU). Он попросил провести архитектурный конкурс. Прошлый год все были заняты другим, всем было не до этого. В ближайшее время мы объявим конкурс, проведем его совместно с Союзом архитекторов и администрацией города.

Фото: официальная документация проекта

Предполагается, что на пешеходном мосту шириной шесть метров высадят деревья и поставят скамейки.

Планирую встретиться с Иваном Кузнецовым (собственником Acons Group, которая строит ЖК «Клевер Парк»), потому что строительство хайлайна его волнует не меньше, чем меня. Для нас мост — это доступ в парк, а для них — связь с центром города.

Мы в свое время обсуждали идею благоустроить длинный бульвар от парка до улицы Белинского и дальше. Хотели сделать пешеходный и велосипедный маршрут, комфортный для горожанина. Чтобы он смог дойти до парка, не преодолевая препятствия, а получая кайф. Где был бы и уличный сервис, типа кафе, и пункты проката — самокатов, велосипедов, электроскутеров. Надеюсь, задумку не похоронили.

— Строительство моста будет увязано с реконструкцией ЦПКиО?

— Не думаю, что это связано. Всем, конечно, хочется, чтобы парк преобразился, но общего смысла реконструкция не изменит. Городу нужно больше связей с парком.

— Для города типична ситуация, когда на месте заводов появляются новостройки. Это хорошо?

— Может быть, у кого-то есть иллюзии, что промзоны — это развитие производства и точка приложения труда большого количества людей. Но на самом деле большинство промышленных территорий деградируют, потому что сами заводы сильно устарели.

Фото: архив 66.RU

PRINZIP завершает строительство первой очереди квартала — три башни ближе к улице Фурманова. Вторую очередь — квартал южнее башен — перепроектируют.

— Но и новых заводов тоже нет.

— Мы как раз проектируем большой индустриальный парк, лайт-индастриал. Но пока рано говорить о месторасположении и деталях проекта.

— Зачем вам строить промышленные объекты?

— Это менее рентабельно, чем жилье, да. Но это направление не конкурирует с жильем, это его продолжение. Для нас это не первая площадка для реновации. Промышленные площадки закрываются не потому, что жадный собственник хочет угробить все производства и застроить цеха жильем. Просто все устарело. Технологии ушли вперед, а мы пытаемся что-то выпускать на допотопном оборудовании.

Можно сколько угодно говорить: мол, это наша история. Но работать на таких предприятиях невозможно. Попросту не безопасно. Сейчас все автоматизируется, появляются новые профессии. Сегодня любой рабочий на заводе — отчасти айтишник. Современному заводу не нужно много места.

— Не все согласны переезжать. Вы часто говорите, что главным девелопером в городе должна стать мэрия. Предположим, у мэрии есть понимание того, что условную промзону следует вынести подальше, но собственники не согласны. Как устранить это противоречие?

— Фактически мы ведем речь о расселении. Неважно: производственных площадок или бараков. Я считаю, что заставлять, принуждать к сделке — неправильно и преступно. То есть мы тебе создадим такие невозможные условия, что ты сам сдашься. За это есть отдельная статья в уголовном кодексе.

Всегда нужно договариваться и уважать чужую частную собственность. Я в своей практике не встречал людей, которые ни при каких обстоятельствах не хотят заходить в сделку. Часто они ждут лучшего предложения, побольше денег.

— Как вы к этому относитесь?

— Спокойно отношусь. Это их право. Если тебе кажется, что они много просят и у тебя не складывается экономика, то можно подкорректировать проект, не заходить на ту территорию. А вообще, перед расселением следует провести предварительную разведку по ожиданиям людей. Подобный риск нужно заранее просчитывать.