Куратор стройкомплекса, вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что программу реновации нужно расширять на все регионы. Так, обновление жилого фонда вслед за Москвой должно начаться в крупных российских городах, в том числе в Екатеринбурге. Но столичная модель, когда в список под снос попали 5173 дома (1957–1968 годов постройки) площадью 16,3 млн кв. метров, не подходит для Екатеринбурга.
Почему Екатеринбург не повторит опыт Москвы?
Во-первых, к 2020 году в Екатеринбурге остался нерешенным вопрос отселения даже не морально устаревшего жилья — типа хрущевок, а аварийных и ветхих домов. По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, в городе в аварийном состоянии находятся 83 дома (площадь — 43,4 тыс. кв. метров), но только половину из них планово расселят через пять лет.
Во-вторых, местные власти с 2015 года не проводят аукционы на развитие застроенных территорий. А механизм комплексного развития территорий, который предполагает упрощенное изъятие земли под застройку, забуксовал из-за несогласия собственников. По словам вице-мэра Екатеринбурга Алексея Бирюлина, они опротестовывают решения в судах.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
В-третьих, муниципалитету не удается создать такие условия, которые были бы интересны застройщикам с финансовой точки зрения. А именно — повысить нормативы по плотности застройки на площадках, где есть старый жилой фонд.
Алексей Бирюлин, вице-мэр Екатеринбурга:
— Отселять дома за счет бюджетных средств мы можем только под дороги. Мы даже не имеем возможности отселять дома, чтобы построить садики и школы. Чтобы мотивировать застройщиков, нужно создать дифференцированный подход к районам города. Грубо говоря, в полях — запретить плотную застройку, а на месте бараков — повысить нормативные характеристики, которые привлекут девелоперов, потому что именно они тратят деньги на выкуп квартир.
В-четвертых, за реновацией всегда стоит высокая рентабельность проекта, которой в Екатеринбурге нет. Поэтому снос пятиэтажек — неподъемная задача. Даже если выкупать квартиры у собственников по рыночным ценам, то общие затраты окажутся выше стоимости освободившейся земли, утверждают застройщики и добавляют, что ничего, кроме перспективы на годы зависнуть в судах из-за «неправильной» оценки недвижимости, они не видят.
Что делать?
Во-первых, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, нужно формировать собственный механизм обновления жилого фонда, а не копировать его у столицы.
Михаил Хорьков, аналитик УПН:
— То, что необходимо обновлять жилой фонд, а не только увеличивать, — это очевидно. Но инструментария и вариантов решения проблемы стремительного старения жилья никто не предложил. Стартовые условия для разных городов очень сильно отличаются. Поэтому опыт надо формировать, а не расширять и тиражировать.
Во-вторых, как говорит управляющий «Группы ЛСР на Урале» Владимир Крицкий, нужно облечь реновацию в статус национального закона и предусмотреть федеральное финансирование, без которого здесь не обойтись.
В Москве программа реновации обойдется в 2,5 трлн рублей. Чтобы снести все аварийные дома, хрущевки и брежневки в Екатеринбурге, по прикидкам 66.RU, понадобится примерно триллион рублей. Это 20 годовых бюджетов города — утопичная сумма.