Свердловский областной суд отменил пункт в правилах землепользования и застройки, по которому застройщики обязаны согласовывать архитектурный облик многоэтажных зданий с администрацией города. Дело инициировала компания Prinzip, которая из-за этого не смогла начать стройку жилого комплекса «Парк Победы» на Уралмаше. Судья посчитал, что тем самым сотрудники Главархитектуры превышают свои полномочия.
В сентябре 2018 года новая управленческая команда изменила практику согласования эскизов строящихся объектов, рассказывает источник 66.RU на строительном рынке. Рассмотрение затягивалось на несколько месяцев, а объективные критерии оценки проектов не были разработаны. «Если существовали прописанные требования к визуальному облику домов, то всем было бы проще работать. У чиновников стало бы меньше вариантов от и до контролировать процесс», — считает один из екатеринбургских застройщиков.
Без согласованной архитектуры компании не могли приступить к полноценному проектированию объектов: Минстрой требовал ее в пакете документов при выдаче разрешений на стройку. В результате для мэрии это стало инструментом давления на строителей и предлогом, чтобы забраковать проект.
На сайте Арбитражного суда можно найти несколько дел, где застройщики оспаривают отказ согласовать внешний облик новостроек. Так, «TEN Девелопмент» в прошлом году судился с Главархитектурой из-за проекта 17-этажного дома рядом с гостиницей Hyatt и башней Исеть.
Компания «Специализированный застройщик «Парк Победы» (входит в группу компаний Prinzip) изменила тактику и перешла от обжалования конкретных отказов мэрии к признанию недействующими правила, которое обязывает в составе градостроительного регламента зоны Ж-5 (многоэтажная жилая застройка) согласовывать еще и архитектурный облик.
Геннадий Черных, директор девелоперской компании Prinzip:
— Столкнувшись на своем примере с отказом от согласования проекта, мы решили заглянуть в документы и нашли противоречие между муниципальными актами и Градостроительным кодексом РФ. Речь идет о жилом комплексе на Уралмаше, землю под которым мы получили за достройку дома для обманутых дольщиков. Мы пытались найти понимание у вице-мэра Алексея Бирюлина, но, поняв, что это бесполезно, решили использовать другую цивилизованную форму и подали иск. Нам было интересно, что думает по этому поводу третья сторона, и любое решение мы готовы были принять.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Как стало известно 66.RU, городские власти придрались не к архитектурному облику квартала на Уралмаше, а к техническим деталям — наличию крышной газовой котельной. При этом проект получил положительное заключение Госэкспертизы. |
Суд пришел к выводу о том, что власти вправе регулировать внешний вид зданий только в исторических поселениях, в список которых Екатеринбург не входит.
Городские власти намерены подать апелляцию. В Главархитектуре считают, что согласование внешнего облика зданий — это часто единственный способ не допустить архитектурную какофонию.
Позиция Главархитектуры:
— Контроль градостроительного облика зданий в городе мы считаем принципиально важным. А когда речь идет о зоне Ж-5 — это принципиально важные вопросы в создании комфортных условий проживания в большом городе. Для администрации города очень важно контролировать эти моменты в работе застройщиков, так как за то, как новая постройка впишется в микрорайон и не будет ли он изуродован новым безликим жилым комплексом, горожане прежде всего спросят с городских властей.
Альтернативным механизмом, который будет контролировать качество проектов, может стать градостроительный совет.
Геннадий Черных:
— В городе нужно возобновить заседания градсовета, где можно услышать конструктивную критику от уважаемых экспертов, обратную связь. Сейчас такого инструмента нет, и поэтому застройщикам не хватает профессиональной экспертизы. Архитектурный облик города не ухудшится, если появится сильный градсовет и независимый главный архитектор, который сам в состоянии принимать решения, а также четкие, прозрачные правила игры.
Эксперты не исключают, что еще несколько компаний последуют примеру Prinzip и подадут аналогичные заявления. Так, в частности, думает бывший вице-мэр по капитальному строительству в администрации Александра Якоба Алексей Белышев.
Фото: архив 66.RU |
---|
— Насколько важен этот прецедент для строительного рынка?
— Судебное решение имеет значение не столько для рынка, сколько для всех горожан. Поскольку оно затрагивает интересы всех жителей и гостей города. Речь идет об архитектурном облике города. Это очень важный и ответственный элемент в деятельности администрации города. Чтобы правильно организовать работу, нужны системные и последовательные действия.
За последние полтора года мы видим четкий разрыв в организации архитектурной деятельности. Ее просто нет. Из-за отсутствия компетенций администрация начала писать сплошные отказы в согласовании эскизных проектов. У нынешней городской команды не нашлось ни воли, ни желания заняться организацией этой работы.
— А как тогда справлялись при Александре Якобе?
— После смены команды всех ключевых сотрудников Главархитектуры попросили написать заявление на увольнение. А найти достойную замену не смогли.
— К чему это может привести?
— Сценарий простой. Если не регулировать архитектурную деятельность, если заниматься исключительно формальными отказами, безусловно, это повлияет на строительный бизнес. Это может повлечь ухудшение качества застройки в Екатеринбурге. Застройщики вынуждены будут пойти на такие меры, чтобы сократить бюрократические издержки при взаимодействии с администрацией города.
— Зачем мэрии отказывать в согласовании архитектурного облика?
— Это рычаг давления на застройщиков. Раньше мы проводили градсоветы, совместные совещания с застройщиками. Были прозрачные критерии, которыми должны руководствоваться девелоперы, чтобы получить одобрение Главархитектуры. Сейчас такого нет.
— Другие застройщики, которым отказали, тоже будут решать вопрос в судах?
— Думаю, да. Скоро мы увидим еще несколько дел. Никто в строительном сообществе не доволен текущим положением дел.
— Какие инструменты есть у мэрии, чтобы системно регулировать архитектурную деятельность?
— Вообще мы разработали Стратегию пространственного развития. Мало городов-миллионников имеют полноформатную стратегию, которая разрабатывалась совместно с бизнесом, культурным и политическим сообществом. Очень жаль, что новые власти этот документ похоронили. В нем прописано решение многих актуальных проблем, связанных с архитектурой и градостроительством.
— Почему Высокинский проигнорировал стратегию?
— Это антипатия между старой и новой командой. Никто не заглянул в суть этого документа, потому что нет людей, которые бы поняли всю его глубину и значение для города.
— Все, что сделали раньше, априори плохо. Давайте делать по-другому?
— Да. Такой большевистский подход времен революции 1917 года.