Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

К чему приведут планы строить в России по 120 млн квадратов жилья каждый год. Четыре последствия

24 октября 2019, 13:19
Колонка
К чему приведут планы строить в России по 120 млн квадратов жилья каждый год. Четыре последствия
Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.RU
В марте 2018 года президент Владимир Путин в послании Федеральному Собранию поручил ежегодно строить по 120 млн кв. м жилья. Вводить такие объемы Минстрой планирует в ближайшие годы. Но аналитик Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков считает, что эта цифра неоправданна, а исполнение ее опасно для городов. Почему — он объяснил в канале Reburg на «Яндекс.Дзен». Публикуем колонку полностью.

— В России давно привыкли к политическим декларациям и заявлениям. Мы не удивляемся репликам про беспрецедентный рост зарплаты и повышение доходов населения. Эти заявления живут в параллельной реальности. Проблемы начинаются, когда виртуальная реальность начинает на деле управлять рыночными процессами. Именно это сейчас происходит с планами по вводу жилья.

Минстрой РФ настойчиво требует от региональных властей увеличить объемы ввода жилья. В стране должны строить не менее 120 млн кв. м. Никто не знает, как появилась эта цифра. Но в последнее время именно она управляет огромной отраслью и крутит вокруг своей оси весь рынок.

Исходя из этого показателя, всем регионам назначены планы по увеличению показателей ввода. Впереди пятилетка ударного труда. Специалисты с опытом работы в [советском] Госплане скоро смогут рассчитывать на хорошие должности.

К 2024 году надо строить не менее 80 млн многоквартирного жилья и 40 млн кв. м индивидуального жилья.

У чиновников на местах очень мало рычагов влияния на рыночный спрос. Им сложно повлиять на итоговые показатели ввода жилья, который почти полностью зависит от рыночной конъюнктуры. Пока здесь достаточно много барьеров: доходы не растут, ипотека буксует, новые факторы роста спроса не сформировались. А региональные и муниципальные чиновники могут влиять на предложение. И здесь их интересы могут совпасть с желаниями застройщиков.

Девелоперский бизнес всегда был сектором, который не только зависел от власти, но и стремился участвовать в формировании повестки. Сейчас у застройщиков хорошие стартовые условия для продвижения своих интересов.

Власти нужны новые метры, девелоперам — рост капитализации своих проектов. Увеличиваем плотность застройки, закрываем глаза на инфраструктурные диспропорции — [получаем] отличный win-win сценарий. Но не для всех. В проигрыше могут оказаться города, жители и те, [кому придется] разгребать последствия таких решений.

Если ничего не изменится, то погоня за рекордами рынка жилья приведет к:

  • росту новых районов без социальной инфраструктуры и общественного транспорта на окраинах;
  • росту плотности застройки на окраинах;
  • упрощению предложения [от застройщиков] и качественной деградации проектов;
  • смещению акцентов с начинки [жилья на яркую] «обертку и фантики».

В погоне за новыми рекордами рынка недвижимости о гармоничном развитии городов и отдельных территорий забудут. И тогда проблемы с социальной инфраструктурой, общественным транспортом, качественным и типовым разнообразием жилья обострятся.

[Впрочем,] еще есть время для того, чтобы скорректировать целевые показатели и переосмыслить подходы к развитию рынка. Первое, что надо сделать: забыть о вымышленном ориентире в 120 млн кв. м. Затем проанализировать ситуацию в городах, понять ключевые качественные проблемы на уровне регионов. И лишь потом перейти к целевым показателям на уровне страны.