Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Город, которого нет. Давно утраченные памятники архитектуры вернулись на улицы Екатеринбурга

21 октября 2019, 12:57
Город, которого нет. Давно утраченные памятники архитектуры вернулись на улицы Екатеринбурга
Фото: 66.RU
Екатеринбург постоянно меняется. Каждый год в городе исчезают не только объекты культурного наследия, но и просто знаковые сооружения. Недостроенная телебашня. Мукомольный завод. Скоро к ним добавится Приборостроительный завод. Мы поностальгировали и — основываясь исключительно на своем мнении, без всякой исторической и политической подоплеки — вернули на снимки города сегодня здания, которые мы утратили.

Екатерининский горный собор

Город, которого нет. Давно утраченные памятники архитектуры вернулись на улицы Екатеринбурга
Фото: 66.RU

Одновременно с началом строительства города была заложена деревянная церковь во имя святой великомученицы Екатерины. К 1728 году на ней появились часы без циферблата и с одной стрелкой: механизм соединялся с колоколами, по их звону горожане узнавали время. Церковь сгорела в 1747 году.

Новую каменную церковь начали строить в 1763 году. Денег не хватало — занимали у других церквей, а стройматериалы брали в долг у заводов. Собор в стиле сибирского барокко освятили в 1768 году. Позже храм неоднократно переделывали, и с годами громоздкий фасад перестал сочетаться с тонким шпилем колокольни. Впрочем, выше горного собора в дореволюционном городе были только Кафедральный собор и Большой Златоуст.

После революции церковь разорили. В начале 1930 года встал вопрос о снятии с церквей колоколов и передаче их на нужды индустриализации, а уже 15 февраля горсовет решил храм закрыть. В марте здание взорвали.

Богоявленский собор

Город, которого нет. Давно утраченные памятники архитектуры вернулись на улицы Екатеринбурга
Фото: 66.RU

В 1745 году, чтобы заменить обветшавшую Екатерининскую церковь, заложили деревянную Богоявленскую церковь. Храм был небольшим, поэтому к церкви пристроили придел в честь апостолов Петра и Павла. Через 15 лет придел разобрали и перенесли на Вознесенскую горку, где восстановили как Вознесенскую церковь.

На месте деревянного храма заложили каменный двухэтажный собор в стиле русского барокко, окрашенный в бирюзовый цвет. При площади 180 квадратных саженей он вмещал до 4500 человек. До 1833 года церковь считалась приходской. С образованием викарной кафедры собор переименовали в Кафедральный. Следом сменила название и площадь. В 1919 году собор потерял статус, уступив собору Святой Екатерины.

Храм закрыли 16 апреля 1930 года. Сначала говорили, что здание станет выставочным павильоном, но в итоге его включили в список «на слом» — чтобы получить стройматериалы и освободить пространство для демонстраций. Храм удалось взорвать только с третьего раза.

Павильон общества велосипедистов

Город, которого нет. Давно утраченные памятники архитектуры вернулись на улицы Екатеринбурга
Фото: 66.RU

Павильон появился на Исети в 1910 году, спустя 24 года после образования самого общества велосипедистов. Велосипед в те времена сравним с Tesla сегодня — двухколесным транспортом в 1912 году владели пятнадцать жителей города. Своим азиатским стилем павильон обязан купцам Агафуровым. Архитектором здания стал Иосиф Фальковский.

Зимой на пруду оборудовали освещенный каток, где любой житель города мог проехаться на коньках под звуки духового оркестра. Там же, на катке, устраивали костюмированные балы и маскарады. Летом в павильоне работали кафе и лодочная станция. С 1912 года здесь оборудовали летнюю лодочную пристань и кафе. После революции павильон превратился в ресторан «Поплавок».

Само общество велосипедистов прекратило существование в 1919 году, когда многие его члены и руководители покинули город. Здание простояло до 1944 года, потом его снесли из-за ветхости.

Екатеринбургский ипподром

Город, которого нет. Давно утраченные памятники архитектуры вернулись на улицы Екатеринбурга
Фото: 66.RU

История ипподрома началась в 1884 году, когда в городе создали общество охотников конского бега. Вскоре организация арендовала у Верх-Исетского завода участок земли на краю города и начала строительство. Ипподром оказался экономически успешным проектом. Во-первых, прибыль приносил тотализатор. Во-вторых, это была единственная площадка для спортивных соревнований, поэтому арендовали ее часто.

В первые годы после революции ипподром не работал — всех лошадей «мобилизовали». В начале 20-х годов площадку использовали для спортивно-физкультурных состязаний, а затем и для полетов на аэропланах. С 1930 году скачки возобновились и продолжались вплоть до 1960 года.

«Закрыл» ипподром первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Во время визита в Свердловск он объявил скачки и ставки на тотализаторе «пережитком капиталистического прошлого», оскорбляющим славный город. Территорию огородили забором. Забор стоял 10 лет, пока местные власти искали средства на строительство «главного очага молодежной культуры».

Ротонда в Харитоновском парке

Город, которого нет. Давно утраченные памятники архитектуры вернулись на улицы Екатеринбурга
Фото: 66.RU

Харитоновский парк обустраивали, когда закончили строительство усадьбы. Парк имел геометрически строгую форму — с цветниками перед дворцом и лучами-аллеями, которые расходились от деревянной ротонды. Она служила доминантой парка и располагалась недалеко от главных сооружений усадьбы. Ротонда не была отдельным элементом парка. С усадьбой ее соединяли подземные ходы, которыми пользовались гонимые старообрядцы.

Ротонду и сцену-ракушку рядом с ней всегда использовали для проведения концертов, праздников, гуляний. Последним в ротонде располагался павильон для настольных игр. После перестройки строение обветшало, а после пожара в 80-х его демонтировали. Сейчас на этом месте нет ничего.

Фонтан с лягушками

Город, которого нет. Давно утраченные памятники архитектуры вернулись на улицы Екатеринбурга
Фото: 66.RU

Фонтан «Мальчик с рыбой» на Вознесенской горке построили в 1936 году, когда усадьбу Харитонова – Расторгуева передали школьникам под Дворец пионеров. В центре бронзовой группы находилась фигура обнаженного мальчика-рыбака, присевшего на камень и прижавшего к груди огромную рыбу, изо рта которой вырывалась струя воды.

Архитектор фонтана Андрей Кикин вылепил скульптуру со своего девятилетнего сына Даля. По краям фонтана сидели восемь огромных лягушек, на спины которым любили забираться дети.

В 1982 году, когда повторно освящали Вознесенскую церковь, фонтан сочли неуместным и демонтировали. На этом месте разбили цветник. Следы монумента надолго затерялись, а потом вдруг обнаружились в сквере Зеленстроя. Но потом они пропали и отттуда. Где сейчас находятся лягушки - неизвестно.

Усадьба Фальковского

Город, которого нет. Давно утраченные памятники архитектуры вернулись на улицы Екатеринбурга
Фото: 66.RU

В 1880 году военный инженер Иосиф Фальковский приобрел на углу нынешних улиц Красноармейской и Малышева земельный участок. Через 10 лет на этом месте уже стояла усадьба в стиле классицизма, которую Фальковский построил по собственному проекту. Усадьба включала в себя жилой дом, конюшню и погреб-ледник, который был облицован изнутри, закрывался крышкой с люком, а сверху располагалась беседка. Дом был уникален не только внешним видом, но и системой отопления: Фальковский придумал, как отапливать двухэтажный особняк одной печкой-буржуйкой.

После Октябрьской революции усадьбу отдали под коммунальные квартиры. В 1987 году постройку решили снести — она мешала строительству гостиницы «Большой Урал». Но горожане отстояли наполовину разрушенное здание. В 1991 году его внесли в перечень объектов культурного наследия.

Весной 2000 года усадьбу разрушили за ночь. Погреб вскоре тоже снесли и на этом месте вырыли котлован под бизнес-центр «Антей».

Дом Ярутина

Город, которого нет. Давно утраченные памятники архитектуры вернулись на улицы Екатеринбурга
Фото: 66.RU

Рядом с усадьбой Фальковского стоял дом землемера Ярутина. Он, как и дом инженера, был построен в 1890 году.

Последние 14 лет — до сноса в 2009 году — в здании работал магазин автомобильных запчастей, но коммерсанты покинули его из-за повышения арендной платы. Затем дом отреставрировали, но это не помешало его снести. Экскаватор уничтожил здание 6 мая 2009 года, под покровом ночи.

После сноса возбудили уголовное дело. Осудили по этому делу владельца экскаватора. Однако установить, в чьих интересах он действовал, ни следователям, ни суду так и не удалось.

Католическая церковь Святой Анны

Город, которого нет. Давно утраченные памятники архитектуры вернулись на улицы Екатеринбурга
Фото: 66.RU

Костел Святой Анны, построенный на деньги общины, с 1884 года стоял на месте кольца у Центральной гостиницы и входил в число самых высоких зданий в городе. После революции 1917 года и декрета об отделении церкви от государства храм разграбили.

Во время Великой Отечественной войны костел переоборудовали под склад для хранения эвакуированных коллекций Эрмитажа. Затем здесь была библиотека, еще позже — детский сад и Южный автовокзал. Впрочем, автостанция быстро перестала справляться с пассажиропотоком, и в начале 1960-х встал вопрос о переносе автовокзала и сносе старой постройки.

Прежде чем костел снесли, он сослужил еще одну службу: здание использовали как мастерскую для создания памятника воинам Уральского добровольческого танкового корпуса — знаменитой «Варежки». Здание собора оказалось единственным в городе, куда прототип памятника помещался в полную величину.

Кирха Святых Петра и Павла

Город, которого нет. Давно утраченные памятники архитектуры вернулись на улицы Екатеринбурга
Фото: 66.RU

Лютеранскую общину в Екатеринбурге основал Вильгельм де Геннин. В общину входили приехавшие из Европы строители, инженеры, специалисты горного дела, которые участвовали в становлении города.

В 1861 году община получила разрешение на строительство храма. Деньги пожертвовали прихожане, и к 1873 году кирху построили. В проекте здание имело один острый шпиль, но в работу приняли проект с двумя башнями — в честь апостолов Петра и Павла. Сама кирха была небольшой и вмещала максимум 200 прихожан.

Кирха пережила революцию — до начала 1920-х тут продолжались службы. Затем кирху закрыли, пастора изгнали, а здание отдали под жилье. В конце 1930-х сооружение снесли, на этом месте возвели Дом артиста. В память о кирхе на фасаде дома установлена мемориальная доска.

Дизайн: Анастасия Кеда
Фото: Алексей Школа