Мэрия Екатеринбурга продолжает судиться за землю в районе улиц 8 Марта и Большакова, где предприниматели построили автоцентр и организовали парковку. Чиновники хотят забрать землю в собственность для строительства третьей ветки метро. На последнем заседании юристы горадминистрации попросили приостановить производство по делу, чтобы дождаться вердикта по другому судебному спору, который должен внести ясность.
Об этом конфликте мы писали раньше. Речь идет о здании на 8 Марта, 63, под ним располагается законсервированная станция метро «Бажовская». В 2014 году участку назначили новый вид разрешенного использования — под автостоянку. Через год землю передали в аренду ООО «Промавтосервис», которое получило от областного минстроя разрешение на строительство «подземной автостоянки с наземными помещениями выставки автоаксессуаров».
Компания через суд оформила землю в собственность за 15% от кадастровой стоимости (примерно за 12 млн рублей). В этом году новая городская команда подала иск, в котором потребовала снести, на ее взгляд, незаконную постройку и вернуть участок в муниципальную собственность. На этом месте по планам чиновников должен появиться выход станции, которая соединит первую ветку метрополитена с третьей. Застройщик планирует возвести там многоэтажку.
Фото: архив 66.RU |
---|
Как рассказала начальник юридического отдела Главархитектуры Евгения Рожок, в конце прошлого года в мэрии провели служебную проверку (ее результаты не разглашаются, но известно, что кого-то привлекли к дисциплинарному наказанию), о ситуации доложили мэру Екатеринбурга Александру Высокинскому и тот решил возвращать землю обратно. В мэрии уверены, что собственник не собирается эксплуатировать постройку, в «Промавтосервисе» утверждают, что сдать помещения в аренду на длительный срок не могут из-за запрета, наложенного судом в качестве обеспечительных мер по иску администрации.
Понятно, что мэрия не отступит и постарается вернуть спорный участок: в строительство «Бажовской» было вложено 416 млн рублей, а если переводить на нынешние цены, то получится 1,5 млрд рублей. Поэтому у чиновников есть три варианта.
Договориться
Всех судебных тяжб можно было избежать, если бы новая городская команда не решила сделать «Бажовскую» пересадочной станцией. В этом случае можно сохранить автоцентр и построить выходы из «Бажовской». Дело в том, что когда разрабатывалась схема метро, предполагалось, что входные группы окажутся ближе к перекресткам, рассказал 66.RU директор «Метрострой-ПТС» Юрий Дозорец.
Фото: архив 66.RU |
---|
Юрий Дозорец, директор «Метрострой-ПТС»:
— В теории можно уместить, и выходы, и автоцентр. Но сейчас ведутся разговоры, что там будет пересечение первой и третьей линий. Раньше «Бажовская» была проходной станцией и места хватало. Если станция пересадочная, то там совершенно другой объем: нужно строить не один вестибюль, а два, рыть не один тоннель, а два, предусматривать переходы.
До последнего времени в градостроительных документах пересадочной остановкой называлась «Геологическая», что оправдано с точки зрения пассажиропотока: вокруг нее расположены БЦ Summit, БЦ «Арена», цирк, «Гринвич», дендропарк, УрГЭУ, УГГУ, стадион «Юность» и будущая ледовая арена. Более того, там все предусмотрено, чтобы сделать переход на третью ветку: на верхнем ярусе станции располагаются служебные помещения, на среднем ярусе — станция первой линии, а на нижнем — станция третьей линии. На платформе сразу запроектировали два лестничных марша, уходящих вниз под станцию, для пересадки. В чем экономический смысл переносить пересадку, непонятно.
Александр Высокинский, по информации 66.RU, на переговоры не настроен. По крайне мере, он никак не контактирует по этому поводу с предпринимателями (более 10 месяцев он их не принимает, как и его заместитель Алексей Бирюлин).
Судиться
Александр Высокинский по необъяснимым причинам не рассматривает «Геологическую» как пересадочную станцию. Из-за этого мэрия вынуждена участвовать в изматывающем судебном процессе за спорный участок и находится в цейтноте: Аркадий Чернецкий добивается федерального финансирования регионального метро, но без подготовленной земли и проектной документации претендовать на деньги проблематично.
Аргументы в суде у горадминистрации небесспорные: юристы администрации дожидаются решения 17 арбитражного апелляционного суда, который может отменить соглашение купли-продажи земли. Этот вердикт, надеются они, — прямая дорожка к сносу автоцентра. Еще одним доводом, считают в мэрии, станет перевод территории в рамках новых Правил землепользования и застройки в зону ТОП-2 (улично-дорожная сеть).
Однако, судя по всему, двухэтажное здание появилось законно. Во-первых, мэрия сама отдала в аренду «Промавтосервису» участок под стоянку, выдала Градостроительный план земельного участка без указания запрета на капитальное строительство (по версии мэрии,ограничаения на капстроительство в ГПЗУ содержался), согласовала архитектурно-строительный облик объекта (эскизный проект). Во-вторых, минстрой, изучив градостроительные документы, разрешил строить там объект «подземная автостоянка с наземными помещениями выставки автоаксессуаров». В-третьих, Арбитражный суд, оценив все обстоятельства, в том числе законность строительства объекта, обязал горадминистрацию продать землю за 15% от кадастровой стоимости (такая норма содержится в Земельном кодексе РФ, постановлении Правительства области и дублируется в постановлении администрации Екатеринбурга).
Выкупить
Если Александр Высокинский не сможет вернуть участок через суд, то для строительства метро придется пройти такую бюрократическую процедуру:
- внести изменения в Генплан Екатеринбурга, предусмотрев строительство пересадочной станции между первой и третьей ветками метро в районе «Бажовской»;
- на основании измененного Генплана внести изменения в Правила землепользования и застройки, установив соответствующую территориальную зону;
- принять решение о резервировании земельных участков для муниципальных нужд — строительство метрополитена, внеся соответствующие сведения в Росреестр и поставив обременение на кадастровый учет;
- принять решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд;
- выкупить земельный участок и объект капитального строительства по стоимости, определенной независимыми оценщиками.
Кроме того, реализация такой схемы подставляет городскую команду под огонь критики. Во-первых, это как минимум миллиард рублей дополнительных расходов из бюджета и непонятно, как к этому отнесутся в Москве. Во-вторых, не факт, что федеральный бюджет вообще переведет деньги на метро даже в случае освобождения этой площадки.