В Академическом и на Широкой Речке в прошлом году суммарно ввели 266 тыс. м2 жилья, или четверть объема по городу. Поскольку южное направление — это ориентир в градостроительной политике властей, там будет строиться еще больше: к 2025 году в Академическом появится 3,6 млн м2 жилой недвижимости, на Широкой Речке — 2,7 млн м2. Ни там, ни там социальная и дорожная инфрастуктура не поспевают за темпами стройки. Особенно это болезненно для Широкой Речки.
Начальник Главархитектуры Алексей Храмов отчитался, что в ближайшее десятилетие в Академическом проложат несколько магистральных улиц — Тимофеева-Ресовского, Верхнеуфалейская, Ландау, Вонсовского и Амундсена, возведут развязки на выезде в сторону Объездной и ЕКАД, по улицам пустят трамвай и городскую электричку, а под землей — метро.
А Широкая Речка к 2035 году может погрязнуть в пробках. Развитие уличной сети там тоже запланировано, но из-за недостатка денег оно постоянно откладывается.
Академический, в отличие от соседа, имеет статус проекта комплексного освоения территории и может претендовать на федеральные субсидии в соотношении 93% от сметы. По программе «Столица» в районе строятся улицы Сахарова и Краснолесье. По логике, они должны сомкнуться с Хрустальногорской и Тенистой, расположенными на Широкой Речке, но, по словам депутата Владимира Крицкого, в 100 метрах до точки объединения асфальт резко обрывается.
Такое неравенство возмутило Крицкого, который застраивает поселок Мичуринский.
Владимир Крицкий, глава «Группы ЛСР» на Урале:
— В Академическом за счет бюджета проектируются 12 улиц, а сколько на Широкой Речке? И когда они будут проектироваться? В Академическом существует 2905 школьных мест, еще 5000 проектируется. На Широкой Речке — 825 мест в школе. И эта школа занята детьми из Академического! Куда возят школьников местные жители, я не представляю.
Алексей Храмов объяснил, что в 2008 году были приняты первые очертания будущего микрорайона и за 10 лет застройщики внесли в градостроительные документы более 50 поправок. Увеличение объемов жилого фонда и недостаток финансирования спровоцировали дисбаланс. В первом квартале 2020 года будет принят новый проект планировки, который увяжет в единую логику планы девелоперов и поделит на этапы.
На вопрос Михаила Вечкензина, почему нельзя заранее предусмотреть деньги на образовательные учреждения, а потом давать землеотвод, начальник Главархитектуры ответил, что в области обычно спрашивают, зачем нужен объект на территории, где нет никакой застройки. И в результате финансирование перебрасывается туда, где ситуация близка к критической. По подсчетам Алексея Храмова, одно место в садике стоит бюджету от 900 тысяч до одного миллиона рублей, в школе — 1,1–1,2 млн рублей.
Владимир Крицкий раскритиковал чиновников за то, что город отстранился от проблем, не координирует застройку и уклоняется от обязанностей.
Владимир Крицкий:
— Масса земельных участков были проданы на аукционах, деньги попали в бюджет. В себестоимости квадратного метра жилья затраты на покупку участка составляют 6–10 тысяч рублей. Дальше застройщик требует, чтобы мэрия своевременно принимала решения о дорогах, сетях и школах. 75 тысяч человек, которые должны заселить Широкую Речку, – сопоставимо с населением Ревды! А у нас тут нет дорог! А вы делаете вид, что ничего не происходит.
Крицкий предположил, что если ничего не изменится и горадминистрация не начнет возводить школы и дороги, то многие девелоперы уйдут на другие площадки и мэрия останется с нерешенной проблемой один на один.
И депутаты, и чиновники горадмнистрации согласились, что без федеральных средств социальную и дорожную инфраструктуру микрорайона не поднять.