В редакцию 66.RU написал архитектор Иван Чирков, который показал проект храма Святой Екатерины, созданный под руководством профессора, члена союза архитекторов России Михаила Матвеева и совместно с дизайнером Еленой Чирковой. Примечательно, что консультантом проекта выступил митрофорный протоиерей, отец Николай (Чирков).
На самом деле этому проекту уже несколько лет, а создавался он изначально как проект храма на улице Папанина, а не храма святой Екатерины. В 2014 году этот проект участвовал в конкурсе «Современное архитектурное решение образа православного храма».
Иван Чирков, архитектор:
— Мы очень обеспокоены тем, что краеугольным камнем этого вопроса является лишь место, но не архитектура храма. Поэтому хотим продемонстрировать возможный потенциал этого объекта именно с точки зрения архитектуры, местоположение выбрано достаточно условно. Уверен, подобная мысль может послужить на благо города, никаких коммерческих целей мы не преследуем.
В качестве места строительства храма авторы выбрали границу суши с акваторией городского пруда, в котором отражается световая динамика фасадов здания: «Располагаясь на насыпном острове, объект получает достаточный прогулочный периметр вдоль акватории городского пруда. Все церковно-причтовые помещения находятся рядом и интегрированы в парковое благоустройство береговой линии».
В пояснительной записке авторы указывают на то, что в современной храмовой архитектуре специалисты делают попытку отойти от копирования дореволюционных образцов и стремятся к использованию инновационных методов и материалов.
Так, пишут авторы, в основу идеи предлагаемого проекта положен один из самых долговечных, прочных и экологически чистых материалов — стекло. Композит на основе многокамерных модульных конструкционных элементов из литого стекла с управляемой циркуляцией подогреваемого воздуха по всей оболочке здания можно использовать в качестве несущего и ограждающего материала. По задумке, стекло будет сверкать на солнце, и храм даже на исходе дня сможет становиться источником света.
Если говорить о содержании храмового комплекса, то, по мнению архитектора, он «должен быть привлекательным и открытым для всех людей, интересующихся и желающих познакомиться с вековыми традициями христианства». Комплекс может включать детские сады, школы, кружки, конференц-залы, библиотеки, кино, музей и другое.
Храм, согласно проекту, увенчан 13 куполами — это 12 апостолов и их учитель, Христос. Эти 12 структурных элементов периметра храма «символизируют 12 апостолов как фундамент развития христианской веры в мире».
Интерьер храма, по задумке авторов, формирует «каноническая трехчастная структура внутреннего пространства, которая использовалась в Византии и на Руси»:
— Нижний ярус — «земля», это основание храма, отделка пола, проекция вниз.
— Средний ярус — «небо на земле» или земной мир, отделка символизирует все сущее на земле, в том числе место, где находится человек. Это проекция по горизонтали, и стены из стекла символизируют мир земной, который мы видим сквозь.
— Верхний ярус — «небо», символ царствия Божьего, это проекция вверх, на которой традиционные росписи по стеклу, что придает необычайный эффект присутствия Бога и святых. Фоном для росписи в таком случае является само небо.
По мнению команды проекта, «предложив светской архитектуре новые образы, Церковь способна вызвать серьезные сдвиги в обществе».