Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Федеральный девелопер ПИК разрешил маленьким компаниям строить от его имени. Зачем это нужно?

22 марта 2019, 18:09
Федеральный девелопер ПИК разрешил маленьким компаниям строить от его имени. Зачем это нужно?
Фото: Мария Калугина, для 66.ru
Группа компаний «ПИК» запустила продажу девелоперской франшизы. Объявлению на сайте посвящена всего пара предложений. «Готовые решения по управлению бизнесом, эскроу и проектному финансированию, управлению проектами и технологиями строительного производства», — говорится в тексте. Потенциальным франчайзи предлагают пройти опрос, исходя из ответов компания обещает подобрать набор услуг.

«Это не классическая франчайзинговая модель. Для получения возможности работать под брендом «ПИК» партнеру необходимо пройти несколько ступеней оценки и присвоения рейтингов. Изначально партнер будет работать по технологиям и методологиям ПИК без бренда, далее последует довольно долгий этап сертификации по основным стандартам ПИК, после этого по результатам интегрального рейтинга партнер может стать представителем бренда», — рассказывал позже федеральным СМИ руководитель нового сервиса Алексей Алмазов.

Как это будет

Ничего подобного в девелопменте раньше не было. На каких условиях будут работать компании, как разделят ответственность в случае непредвиденных ситуаций, никто во внешнем мире не знает, можно только строить догадки.

Возможно, на первом этапе речь идет о системе fee-девелопмента, когда компания, занимающаяся реализацией проекта, не является его собственником. Fee-девелопер не вкладывает собственные средства и, соответственно, не делит с заказчиком финансовые риски.

В регионах такая модель развита слабее, чем в столице. Часто хозяин участка, на котором стоят какие-нибудь цеха закрытой фабрики, сам заказывает концепцию, выбирает схему финансирования, проводит экономический анализ и управляет стройкой. При fee-девелопменте все работы с момента подбора земли до организации продаж сделает ПИК.

Эксперт в сфере недвижимости Вячеслав Батаков считает, что московские строители будут использовать классическую франчайзинговую модель: упаковка продукта, маркетинг, рекомендации по проектированию, а также набор уникальных торговых предложений (УТП), которые ложатся в задание для проектировщика.

Вячеслав Батаков, основатель школы риелторов «Легион»:

Федеральный девелопер ПИК разрешил маленьким компаниям строить от его имени. Зачем это нужно?

— Во-первых, это полный набор консалтинговых услуг на этапе проектирования и анализа земельного участка. Второе — это упаковка продукта, то есть вся маркетинговая составляющая: какие УТП подчеркнуть и в чем выразить. Третье — создание или контроль за отделом продаж: многоэтапное обучение менеджеров отдела продаж, ответы на вопросы, «как продавать данный продукт». В зону ответственности также попадают все мерч-материалы (буклеты, раздатки, оформление строительной площадки, оформление или строительство отдела продаж, макеты, на каких выставках участвовать), обеспечение полного сопровождения.

В договоре должно быть прописано основное, что требуется с получателя франшизы: это cash-flow — поток платежей. Вячеслав Батаков подтверждает: у любого застройщика есть модель, по которой он продает, чтобы это устраивало инвестора. «Таким образом ПИК должен гарантировать вот такое cash-flow (ежемесячное или ежеквартальное), при невыполнении этого показателя серьезно снижается его бонусирование, либо если случился кассовый разрыв, то он должен гарантировать какие-то финансовые вливания», — предположил он.

Другие аналитики считают, что ПИК постарается минимизировать свою ответственность перед финальными покупателями, если партнер не сможет достроить дом. Но и в этом случае под удар попадет деловая репутация крупного застройщика.

Зачем это ПИКу

Есть два объяснения, почему франшизная модель выгодна федеральному застройщику, и оба связаны с экспансией в регионы.

Первое. ПИК в сложные времена решил сосредоточиться на высокомаржинальных московских стройках, а в регионах — зафиксирует объем своих проектов. При этом местные компании, используя бренд ПИКа, повысят узнаваемость столичной компании. А это в перспективе при надежной работе партнеров — ценный ресурс.

Сейчас ГК «ПИК» слишком обременительно наращивать земельный банк. Напомним, с 1 июля все российские застройщики, привлекающие деньги по договорам долевого участия, должны перейти на систему с эскроу-счетами. Деньги дольщиков в этом случае зачисляются на специальный банковский счет и девелоперы не могут получить их до передачи квартир. Если эскроу-счета сделают обязательными для всего жилья, продающегося в рамках долевки, то группе надо набрать кредитов на 250 млрд рублей. В стадии строительства находятся 36 проектов площадью три миллиона квадратных метров.

Второе. ПИКу такая модель нужна как рельсы для входа в новые регионы. Тут можно привести в пример Екатеринбург, когда компании, прежде чем приступить к возведению жилого комплекса на месте завода «Уралпластик», пришлось повоевать с соседями в судах.

Вячеслав Батаков:

— В территориях стратегически, исторически, политически и еще по целому ряду других причин есть свои сформировавшиеся правила игры с местными застройщиками, которые всегда лучше ориентируются, как будет развиваться тот или иной муниципалитет. Любому федеральному игроку нужно время на адаптацию.

Зачем это местным застройщикам

Самое очевидное — большая компания может составить протекцию для мелких фирм — они получат доступ к проектному финансированию. В соцсетях обсуждают, что, приобретая франшизу, строительные организации смогут автоматически получить аккредитацию от банка.

С другой стороны, работа под крылом ПИКа может повлиять на объем продаж. «Местным застройщикам франшиза нужна по причине того, что они строят качественно, у них есть имя, но продажи идут не очень хорошо. И мы видим примеры в Екатеринбурге: две площадки рядом застраиваются и у одного застройщика маркетинг и продажи хорошие, а через дорогу работает застройщик с именем, но продажи не идут», — говорит Вячеслав Батаков.