Январь 1995 года
По рассказам жильцов злополучного дома на Заводской, 14 в поселке Вересовка, что в 45 километрах от Екатеринбурга, подрыв осуществил жилец одной из квартир первого подъезда. Его супруга якобы ушла от него к соседу. Простить этого мужчина не смог. Он открыл газ на плите и вышел из квартиры. Около 04.20, находясь в подъезде, он сумел подорвать наполнившуюся газом квартиру. Взрывной волной мужчину выбросило через подъездное окно на улицу. Хотя он и получил сильные ожоги, но сумел выжить.
Алена Паульс, жительница взорвавшегося подъезда:
— В ту ночь мой ребенок — ему тогда было 8 месяцев — не мог уснуть. Я его взяла к себе на диван и слава богу! Заснули. А потом сначала не поняли, что произошло. Муж подумал, что-то кинули в окно. Упала плита. На кроватку ребенка хлестал кипяток из батареи. Я в неглиже выскочила в подъезд. Там, прямо напротив, сосед зашнуровывает ботинки. А по подъезду летает виновник торжества с криками: «Выходите все, я газ взорвал!»
Подъезд пятиэтажки обрушился. Под завалами погиб один человек.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Сегодня этот подъезд выглядит так же, как после взрыва в январе 95-го. |
Старожилы вспоминают, что обитатели четвертого и пятого этажей не могли самостоятельно выбраться. На улицу их спускали сотрудники МЧС.
Жители дома утверждают, что после ЧП чиновники и эксперты неделю изучали останки хрущевки и в итоге признали дом аварийным. Для переселения людей выделили средства. Началось строительство нового дома. Но после выяснилось, что квартир в нем хватит только для обитателей рухнувшего подъезда. «Вы же понимаете, были 90-е», — вздыхают вересовцы.
К тому моменту акты и экспертизы, признававшие дом аварийным, потерялись. Так жители трех подъездов остались проживать в разрушенном доме.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
Март 2016 — январь 2019
За 21 год, минувший с трагедии на Заводской, 14, часть жителей дома сменилась: кто-то умер, кто-то, потеряв надежду дождаться переселения от властей, купил себе другое жилье, а те, кто не смог купить, остались выживать.
Максим Прутков:
— Мне квартира досталась по наследству от бабушки. Живу здесь с 2010 года. По три-четыре раза в год делаю ремонт. Плесень идет по стенам. Я ее мою каждую неделю. Но она снова появляется. Когда стоят холода, это просто кошмар. От стены идет сильный холод. Приходится прямо к стене ставить обогреватель. Дети болеют постоянно. Пластиковые окна весной или осенью если открываем, то обратно их уже не закрыть. Их просто перекашивает. Безразличие наших чиновников за столько лет существования нашего дома просто поражает. Хочется справедливости.
На все жалобы жителей чиновники отвечали отказами.
Марина Шолохова, начальник УЖКХ и строительства городского округа Первоуральск:
— Федеральным законодательством указан порядок расселения. В связи с тем, что дом не признан ветхим или аварийным, нет оснований для того, чтобы этот дом попал в федеральную программу по переселению жилья.
В 2016 году отчаявшиеся жители начали массированно обращаться с жалобами во всевозможные инстанции – от местных силовиков до администрации президента. Активнее всего на жалобу среагировал глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он поручил своим подчиненным разобраться в ситуации. Свердловский СК начал проверку. Это подстегнуло местных чиновников к решению проблемы. Поначалу они пытались отделаться малой кровью и решили просто демонтировать разрушенный подъезд, чтобы потом провести в доме капитальный ремонт. Потому что условий для утепления стены, ставшей внешней, не было.
Маргарита Сердюк, директор УК «Уральский дом»:
— В 95 году после взрыва на эту стену положили шлаковату и закрыли сверху фанерой. Вот и все утепление. 20 лет никто больше ничего не утеплял. Но сейчас я не могу отправить рабочих. Ведь неизвестно состояние дома. Вдруг что-нибудь случится и будут жертвы. Я не рискну жизнью своих рабочих.
Демонтажу взорванного подъезда противились жители.
Алевтина Виноградова, житель дома:
— Вы представляете, что будет, если они заденут хоть одну плиту?! Нам сказали, что на время демонтажа нас будут выводить на улицу. Мне кажется, они каждую нашу жизнь должны застраховать за свой счет.
Несмотря на опасения жильцов, в апреле 2017 года администрация Первоуральского городского округа заключила контракт со строительной компанией на ремонт дома № 14 по Заводской. Однако уже в июне подписавшего этот контракт директора первоуральского «Управления капитального строительства» Алексея Черных задержали следователи СК. Их претензии сводились к тому, что чиновник заключил договор, который не предполагал временного отселения жильцов, в связи с чем «были поставлены под угрозу жизнь и здоровье граждан».
После этого ситуацию не смогли больше игнорировать свердловские власти. В 2017 году из резервного фонда областного правительства были выделены средства на строительство отдельного дома для расселения обитателей опасного жилья.
Фото: Дмитрий Антоненков |
---|
26 декабря 2018 года под объективами многочисленных камер 45 семьям злополучного дома вручили ключи от их нового жилья. |
Теперь жильцы вывозят оставшиеся вещи из своих старых квартир. А над бывшим директором первоуральского капстроительства Черных уже прошел суд, который приговорил его к штрафу.