Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как это построено: пять главных страхов жителей многоэтажек

18 апреля 2018, 09:02
Как это построено: пять главных страхов жителей многоэтажек
Фото: 66.ru
Высотное строительство сегодня в приоритете. 25-, 27-этажные «свечки» в последние три-четыре года стали обыденностью: в крупных жилых комплексах с домами разной этажности, как правило, есть хотя бы одна такая высотка. Как обеспечивается безопасность в таких зданиях, рассказываем в новой серии спецпроекта «Как это построено».

Наш спецпроект в первую очередь предназначен тем, кто присматривает себе новое жилье. Рекламный шум, который сопровождает продажу каждой новостройки, порой мешает адекватно оценить плюсы и минусы конкретного варианта. Если местоположение и планировка — вещи более-менее наглядные, то конструктив стен, используемые технологии для тепло- и звукоизоляции, вопросы отделки квартир, инженерная инфрастурктура — без соответствующей подготовки в этих вопросах разобраться сложно. Спецпроект 66.RU поможет сделать это.

В этой серии специалисты рассказывают о том, какие системы обеспечивают безопасность жителей многоэтажных домов.

Лифты многоэтажек рассчитаны на пожары и землетрясения

Вопрос, который интересует, пожалуй, всех, кто собирается покупать жилье в доме выше пяти этажей, — работа лифтов. Конечно, после сдачи жилого комплекса забота о качественной работе подъемников перекладывается на плечи управляющей компании и эксплуатирующей организации, но от застройщика тоже зависит немало.

Дина Прибыткова, главный инженер проектов компании «Атомстройкомплекс»:

— Поставить в дом лифт по принципу «лишь бы поднимал» — компания с репутацией не может себе такого позволить. Во-первых, есть нормативы, исходя из которых рассчитывается вместимость, скорость и другие характеристики лифта. Застройщик, который заботится о будущих жильцах, не просто соблюдает эти нормы, но и проводит целый ряд мероприятий, которые в итоге и гарантируют и безопасность, и комфорт: выбор поставщика устройства, выбор организации, которая будет его монтировать, проверка всех сертификатов и допусков, входной контроль и контроль за монтажом.

Приемка лифта при сдаче дома — еще один шаг, гарантирующий надежность работы подъемных устройств. «Ни один застройщик не может просто взять и, скажем, недозаложить какой-то трос, сделать его неверной длины или неправильной толщины — все это рассчитывается при проектировании, а надзорные органы тщательно все проверяют», — рассказывает специалист. Уже непосредственно при приемке дома все лифты осматривает специальная организация, проверяет соответствие ГОСТам. Если есть какие-то недоработки, компании выписывают предписание и только потом, когда все будет устранено и проверено, выдают разрешение на ввод лифта в эксплуатацию.

К лифтам в высотных домах у застройщиков особые требования. Это касается и скорости подъема (в «свечках» она может быть и 2,0 м/с), и комфорта — световые табло, музыка во время движения и проч. Но есть и более важные критерии: скажем, защита людей при возможном обрыве.

Дина Прибыткова:

— Обрыв лифта, конечно, маловероятное явление для современных лифтов. Но и на этот случай предусмотрены системы защиты — специальные стопорные механизмы, которые защищают устройство от таких ЧП.

Фото: 66.ru

В ЖК «WOODS. Дома в парке», например, застройщик установил светомузыкальные лифты: всю поездку до своего этажа человек может слушать пение птиц и любоваться их изображениями на табло.

Проектировщики уделяют много внимания и пожарной безопасности. Лифтовые шахты оборудуются так называемыми системами подпора воздуха — когда при срабатывании пожарной сигнализации в шахты принудительно нагнетается воздух, создается избыточное давление, предотвращая задымление по лифтовым шахтам.

Как правило, в высотных домах один из лифтов (чаще грузовой) имеет отдельную программу, по которой он будет работать во время пожара.

Фото: 66.ru

Дина Прибыткова: «При срабатывании пожарной сигнализации все лифты спускаются на посадочный этаж. То есть если люди куда-то ехали — вверх ли, вниз, — они в кабине не останутся: она спустится, двери откроются, люди выйдут. После этого устройства блокируются: подняться они уже не смогут. За исключением пожарных лифтов: у спасателей есть собственный ключ, которым они в случае ЧП снимают блокировку».

Для спасения людей все предусмотрено

Вообще пожарная безопасность — один из самых, пожалуй, основных аспектов при проектировании высотных зданий. Особым образом устроенные лифты и вентиляция, пожарные проезды — это лишь малая часть из комплекса противопожарных мер, которые используются в современных новостройках.

Фото: 66.ru

Все квартиры сейчас оборудуются датчиками пожарной сигнализации: они срабатывают при задымлении помещения. Датчики могут быть разными: автономными и с проводным питанием. Одни извещают о том, что в здании пожар, — пищат, другие сразу передают сигнал по проводной системе в диспетчерскую управляющей компании или на пост охраны. Тип датчиков и самой системы зависит от высотности дома и планировочных решений внутри здания. Кроме того, в высотках включается система оповещения — звучит речевой сигнал о необходимости покинуть здание, сигнал о задымлении передается в диспетчерский пункт управляющей компании, которая уже организует вызов спасателей.

Использование разных датчиков зависит от этажности и назначения помещений, поясняют специалисты. «В низкоэтажных домах, как правило, устанавливаются датчики автономные, на батарейках, которые звуковым сигналом оповещают хозяев о возникновении опасной ситуации. Их работа зависит и от самих собственников: многие отключают их, чтобы можно было, скажем, курить компанией в квартире, или не спешат поменять батарейку. Узнать о задымлении в такой квартире с неработающим датчиком можно, только почувствовав запах дыма», — рассказывает Дина Прибыткова. Поэтому в высотках общеквартирные коридоры и общедомовые помещения оборудуются проводными дымоуловителями — именно они смогут передать сигнал на пульт при задымлении и не могут быть отключены владельцем квартиры. Также на этажах расположены кнопки ручного оповещения о пожаре по пути на лестницу: если заметил дым или огонь, можешь нажать такую кнопку — сигнал также уйдет специалистам

В высотных зданиях на случай пожара обязательно проектируют системы дымоудаления и подачи свежего воздуха к эвакуационным лестницам: чтобы люди могли спуститься. Либо устраивают лестницу с переходом через наружную зону — лоджию. Все размеры эвакуационных лестниц и путей к ним строго регламентированы нормативными документами и соблюдаются при проектировании и строительстве зданий, а также проверяются инспекторами при сдаче дома в эксплуатацию.

Фото: архив 66.RU

Если при пожаре огонь или дым не дают пройти к эвакуационным выходам, можно закрыться в своей квартире: входные двери в квартиры достаточно герметичны и не пропустят дым. В этом случае лоджия послужит площадкой, где можно дождаться пожарных, которые уже эвакуируют людей из здания.

Дина Прибыткова:

— Вообще пожарная высота здания, предусмотренная в нормативных документах, – 75 м от уровня постановки пожарной машины до последнего окна, где находятся люди. Чердачные помещения, технические этажи в расчет не берутся.

По словам Прибытковой, это как раз высота типичной сегодня 27-этажной «свечки». Если проектируемое здание выше, разрабатываются специальные технические условия.

Фото: архив 66.ru

Свои системы пожаротушения и противопожарной безопасности есть и в подземных паркингах: большие помещения разбиты на отсеки, которые в случае срабатывания пожарной сигнализации автоматически отделяются друг от друга воротами или дверями. Также в паркингах установлены системы подачи воды (или специальной пены), которые начинают тушить возгорание еще до приезда пожарных.

Как поясняют специалисты, вся автоматика, отвечающая за противопожарные мероприятия, запитывается по своим каналам: если что-то случится с электропроводкой здания, системы все равно сработают. Кабели тоже используют особые — рассчитанные на высокие температуры.

Вода и неприятный запах не просочатся

Еще один страх жителей высоток после «сломался лифт», «оборвался лифт», «пожар! мы все погибнем!» — «меня затопят или я кого-нибудь затоплю». И, скажем честно, чаще всего он оправдан: риск потопа есть в любой многоэтажке. Правда, по словам специалистов, в новостройках он существенно ниже.

Дина Прибыткова:

— В санузлах, где опасность протечки воды повышенная, строители специальным материалом выстилают пол, заводя его на стены. Получается такое «корытце», в котором вода может простоять какое-то время без риска уйти на нижний этаж.

Но в других помещениях, в том числе, скажем, в кухнях, где также присутствует сантехника, гидроизоляция в проекте не заложена. Однако, по словам инженера, современные нормы строительства требуют заделки всех швов и отверстий, возникающих при работе. Это сразу предусматривается в проекте, а затем контролируется инженерами при строительстве и сдаче дома. «Даже когда делается, допустим, стояк, у него есть некая подвижность, но щелей вокруг него нет. Между соседними квартирами не должно быть никакого сообщения», — комментирует специалист.

Фото: архив 66.RU

Эксплуатационный доступ к инженерным конструкциям организуется через специальные лючки. Никаких других отверстий — щелей, расхождения швов и проч. — в хороших новостройках быть не должно.

К слову, вентиляционные каналы в новых домах проектируют по тому же принципу: чтобы не было прямого сообщения между квартирами.

Фото: 66.ru

«Каждая квартира имеет собственный вентиляционный канал, длиной не менее 2 м. Уже потом этот отдельный канал вливается в общий. Кстати, это еще одна противопожарная мера: такое устройство вентиляции гарантирует, что дым и тем более открытый огонь не смогут попасть из очага пожара в соседнюю квартиру», — поясняет специалист.

Горизонтальная разводка труб отопления у многих потенциальных покупателей вызывает сомнение по той же причине: возможность потопа. «Трубы в полу, чтобы до них добраться, надо все вскрывать. А если засор?» — этот вопрос, по словам риелторов, один из самых частых у покупателей.

Фото: 66.ru

«Для разводки теплоснабжения мы используем металлопластиковые трубы: на их стенках не накапливается никаких отложений, что значительно уменьшает возможность засора. Кроме того, мы устанавливаем дополнительные фильтры на воду, которые предотвращают попадание механических частиц в трубы. По нормативам они не требуются, но мы таким образом перестраховываемся и обеспечиваем большую надежность систем и комфорт проживания», — рассказывает инженер.

Ни проехать, ни пройти — без специального допуска

Закрытые придомовые территории — и для посторонних лиц, и от транспорта — также обеспечивают безопасность жильцов. С одной стороны, за организацию видеонаблюдения, охраны территории отвечает УК. А с другой стороны, застройщики архитектурными методами обеспечивают закрытость дворов. «Например, двор может быть поднят на стилобат. Сами дома могут образовывать закрытый квадрат внутреннего двора. Наконец, проектировщики предусматривают по два выхода из подъезда — чтобы была возможность осуществлять разгрузку и погрузку с улицы или вовсе из паркинга, не заезжая во двор», — поясняет инженер.

Фото: архив 66.ru

«Уже на этапе проектирования дома специалисты строительной организации и работники управляющей компании договариваются, где, к примеру, сделать ворота, где — калитки, будет ли двор закрыт для транспорта. Также застройщик предусматривает инженерные коммуникации, чтобы потом все эти точки доступа оборудовать соответствующими системами — домофонами, видеофонами, шлагбаумами и т. д.», — поясняют специалисты-проектировщики.

Сейчас подавляющее большинство дворов в новых ЖК делают или полностью закрытыми для автомобилей, или с ограничением времени стоянки — допустим, для погрузки/выгрузки. В первую очередь такие дворы безопасны для детей: минимальный риск попасть под колеса авто. Но и с точки зрения, скажем, сохранности имущества — тоже плюс: подогнать грузовик и вывезти технику, пока хозяева квартиры в отпуске, уже вряд ли получится.

Для безопасности детей, по словам главного инженера проекта «Атомстроя», игровые площадки во дворе оборудуют особым образом: делают разные зоны для малышей и ребят постарше, используют только сертифицированное оборудование и специализированное покрытие детских площадок.

Фото: 66.ru

Даже в закрытом дворе обязательно предусмотрены проезды для карет скорой помощи и пожарных машин. «Пожарный проезд не обязательно выглядит как прямая заасфальтированная дорога. Это может быть, допустим, газон, но при этом он рассчитан на то, чтобы выдержать массу пожарных автомобилей. Если пожарный проезд идет над подземным паркингом, перекрытия рассчитываются также с учетом массы «пожарок». Кроме того, проезд должен быть свободен от любого оборудования: никаких скамеек, малых архитектурных форм, мусорных баков», — рассказывает Дина Прибыткова.

Впрочем, добавляют специалисты, несмотря на то, что безопасность на всех уровнях обеспечивается уже при проектировании дома, человеческий фактор может повлиять на нее не в лучшую сторону. «Жильцы, которые, к примеру, отключают датчики дыма в своих квартирах или не могут вовремя поменять в них батарейку, рискуют не только своим имуществом и жизнью, но и подвергают опасности других людей. Так что в любом случае безопасность дома — это еще и ответственность его жителей и эксплуатирующих организаций», — резюмирует Дина Прибыткова.

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.