Международная выставка инноваций «Иннопром» в этот раз поднимала и градостроительные проблемы. Мы уже рассказывали о том, какие принципы строительства проповедуют современные европейские архитекторы, чей опыт сегодня оказывается чрезвычайно востребован в России и в том числе в Екатеринбурге. Лекция об этом прошла на стенде компании «Форум-групп». Сегодня наглядно покажем, какая современная типология жилья сложилась в самых прогрессивных городах мира.
Дискуссия об этом тоже проходила на стенде «Форума». Дело в том, что этой компании принадлежит один из двух крупнейших проектов комплексной застройки — жилой район Солнечный на юге Екатеринбурга. Предполагается, когда строительство будет завершено, его жителями станут 85 000 человек. И первая задача девелопера «Солнечного» и подобных ему проектов во всем мире — ответить на вопросы, кто все эти люди и как они хотят жить.
— Застройщики уже начинают понимать необходимость создания полноценной среды в районах комплексной застройки, — отмечает бывший главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев. — В крупнейших таких районах Екатеринбурга — «Академическом» и «Солнечном» — уже сейчас создаются парки, в то время как в центре города такие возможности стремительно исчерпываются. Настораживает, что застройщики центральной части мегаполиса не уходят в более сложную типологию недвижимости, продолжая возводить там по сути то же самое экономжилье.
Архитекторы именитого бюро MLA+ считают, что важной частью среды должны стать новые виды жилья, которые придут на смену привычным многоквартирникам. «Рынок недвижимости, — отмечает эксперт MLA+ Андрей Головин, — давно подает нам сигналы о том, что нужно что-то менять в нашем оркестре».
В Европе между жилой высоткой в городе и частным домом за городом существует еще большое количество видов жилья. Некоторые из них уже приживаются в Екатеринбурге — например, таунхаусы. Некоторые — такие как дуплексы — появились совсем недавно. Но главной особенностью прогрессивной архитектуры постепенно становится то, что каждый вид недвижимости не существует отдельно от других — в новых районах девелоперы стараются строить жилье на любой вкус. Что же можно миксовать таким образом, чтобы создать новый, интересный и оригинальный район XXI века?
1. Дуплекс
Следующий шаг от частного дома к жилому многоквартирнику — частный дом на две семьи. Кварталы такой застройки могут управляться централизованно, при этом есть возможность сохранить все прелести приватного пространства, такие как собственный гараж и баня во внутреннем дворе. А главное — у каждого дуплекса в составе квартала может быть собственная, отличающаяся от других архитектура, которая придаст дому индивидуальность.
![]() Фото: MLA+ для 66.ru |
---|
Один из самых продуманных дуплексов, по мнению архитекторов из MLA+, находится в Санта-Фе. |
2. Таунхаус
Блокированные жилые дома сегодня строятся преимущественно на периферии. В градостроительной системе Екатеринбурга таунхаусы пока остаются более дешевым аналогом коттеджей — за счет того, что их строительство обходится в меньшие деньги, а значит, и для покупателя они более доступны.
![]() Фото: MLA+ для 66.ru |
---|
Этот таунхаус в Хельсинки является частью большой разноплановой застройки: слева и справа видны более высокие жилые дома. |
3. Дом для жизни и работы
Во всем мире этот формат недвижимости существует уже много веков, но в СССР, однажды исчезнув по понятным причинам, он почему-то не вернулся. Смысл простой: на первом этаже располагается коммерческое помещение, а владелец бизнеса живет этажом выше. Это может быть швейное ателье, кондитерская, парикмахерская — причем не обязательно в отдельном здании. Такая конфигурация вполне применима в составе многоэтажного дома.
![]() Фото: MLA+ для 66.ru |
---|
Фотостудия как один из вариантов бизнеса на первом этаже собственного дома. |
4. Кохаузинг
Это дом с совместной инфраструктурой. Пока для Екатеринбурга этот формат звучит, пожалуй, наиболее дико, но смысл в следующем: несколько семей кооперируются и придумывают для себя жилой дом таким, каким они хотят его видеть. Обязательный элемент такого дома — общее пространство, наполненное нужной жильцам функцией. Это может быть общая репетиционная база, если участники сообщества — музыканты, или небольшой кинотеатр, если их объединяет любовь к кино.
![]() Фото: MLA+ для 66.ru |
---|
Проект Capitol Hill Urban Cohousing в Сиэтле имеет целую систему общественных пространств (обозначены на схеме желтым цветом), доступных каждому его жителю. |
5. Городская вилла
Редкие застройщики только начинают задумываться о таком формате. Кстати, также с подачи европейских архитекторов. Но пока дальше разговоров дело не идет. Это четырех-пятиэтажные дома, в которых планировочно объединены несколько домохозяйств, но не в системе подъездов, а более обособленно. Как блок из нескольких коттеджей или таунхаусы, поставленные друг на друга. Причем современные архитектурные приемы позволяют сделать такие домовладения максимально обособленными и даже совсем исключающими случайные встречи соседей.
![]() Фото: MLA+ для 66.ru |
---|
В свое время этот проект целого квартала городских вилл стал одним из самых интересных на Международной строительной выставке IBA Hamburg. |
Как отмечает эксперт MLA+ Яна Голубева, в Европе эти форматы очень редко существуют отдельно друг от друга — чаще всего в больших проектах есть некий микс. Урбанист Аркадий Гершман добавляет: у девелоперов как раз сейчас наступило время, когда они задумываются, чего бы еще нового предложить рынку.
— Но девелоперу бывает непросто решиться на эксперименты и новые продукты, — отмечает архитектор «Форум-групп» Мария Куликова. — Спрос на них спрогнозировать невозможно, его еще предстоит сформировать.
— Это происходит потому, что вся статистика сегодня, как правило, основывается на том, как отделы продаж анализируют прошлогоднюю и позапрошлогоднюю ситуацию на рынке недвижимости, — считает Тимур Абдуллаев. — Но в конечном итоге выигрывает тот, что идет на эксперименты. Любое новаторство в этой сфере, любые пилотные проекты обречены на успех. Нужно создать новый продукт и заставить людей в него поверить.
Константин Мельницкий; 66.RU; MLA+