Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Строительная мода: почему застройщики Екатеринбурга приглашают европейских архитекторов

Строительная мода: почему застройщики Екатеринбурга приглашают европейских архитекторов
Фото: Константин Мельницкий, 66.ru
Как в нашем городе применяют британскую практику строительства и создают ни на что не похожий квартал
— в продолжении спецпроекта 66.RU, посвященного новым трендам на рынке недвижимости.

Сразу несколько девелоперов Екатеринбурга могут похвастаться тем, что их жилые комплексы проектировали лучшие иностранные архитекторы. Это связано с разными факторами: и отходом от принципов советской застройки, и возросшими запросами покупателей, и необходимостью строить и продавать не просто квадратные метры, а идею и эмоцию, которые в итоге выберут люди.

Мы встретились с Мэтом Картрайтом, директором и учредителем архитектурного бюро Twelve Architects (Лондон), который разрабатывал аэропорты Ростова-на-Дону и Перми, башню «Газпрома» в Санкт-Петербурге и жилой квартал Clever Park, и расспросили о тенденциях в европейской городской застройке и о том, возможно ли реализовать их в Екатеринбурге.

— Мэт, давно вы работаете с проектами в России и насколько этот опыт отличается от работы в других странах и в Лондоне?

— Я начал сотрудничество с российскими партнерами в 2006 г. с проектирования аэропорта в Ростове-на-Дону, затем были проекты в других городах. До того как пришел в Twelve Architects, участвовал в разработке Gazprom Tower в Санкт-Петербурге. Сейчас мне очень нравится работать в Екатеринбурге и надеюсь, что после реализации Clever Park мы продолжим сотрудничество.

Мне в принципе нравится работать в России, потому что есть возможность внедрять британскую практику, а находить проекты и клиентов здесь легче, чем в Лондоне, например. На самом деле не важно, где ты работаешь, если ты встречаешь людей, с которыми тебе приятно иметь дело и которым приятно работать с тобой, — все получается.

— Каким было ваше впечатление об архитектуре и жилой застройке Екатеринбурга, когда вы приехали в наш город впервые?

— Я был здесь впервые в 2006 г., и с тех пор город очень изменился, особенно публичные пространства — городской пруд, например. Когда я увидел его первый раз, он был похож на территорию отходов, и, гуляя вдоль него, трудно было найти магазины. Сейчас видно, что в город вкладываются инвестиции, выросло качество домов и торговых зданий, а также качество пространства между зданиями.

Мне правда нравится Екатеринбург, он похож чем-то на Глазго и Манчестер — это тоже промышленные города, и люди, которые в них живут, очень гордятся ими. Думаю, что Екатеринбург лучше Москвы и Санкт-Петербурга.

— Екатеринбург очень хочет быть «европейским городом». Вы, как европеец, как считаете, есть ли у нас шанс?

— Ну, во-первых, бывший европеец (смеется, — прим. ред.), а во-вторых, возвращаясь к качеству публичных пространств, прошу вас не забывать, что европейские города в этом плане — не самые лучшие в мире. Екатеринбург — хороший город, здесь застройщики и власть работают сообща, стараясь улучшить его.

— Какой сегодня главный тренд в строительстве жилого фонда в таких мегаполисах, как Лондон, где, как и у нас, свободного места под застройку в центре уже почти не осталось?

— Города в Великобритании пытаются вернуть жилую застройку обратно в центр, и новые здания — это такой микс: в них можно и жить, и работать, и отдыхать. Как квартал Clever Park, например. Главный вызов Лондона в том, что его центр — для состоятельных людей, только маленький процент зданий здесь для рабочего класса, а большая часть — для высшего класса. Но Лондон очень отличается от Екатеринбурга — он больше, старее. Сравнивать наши города сложно.

— Сейчас вы в Екатеринбурге с авторским надзором — что это означает? Насколько то, что получается на площадке жилого квартала Clever Park, соответствует вашему изначальному замыслу?

— Мы говорим о том, что сделано уже и что делать дальше, обсуждаем и сравниваем. Это та часть работы, когда мы проверяем всё, и я рад в этом участвовать, пока все хорошо. Всегда есть что улучшить в процессе, какие новые детали и разработки внести.

— Какие возникли сложности при проектировании и уже на этапе строительства, возможно, связанные с нашим климатом?

— Главная сложность — не климат, а соблюдение всех российских стандартов и норм. Поскольку генеральный план жилого квартала Clever Park не совсем стандартный для России, много приходилось думать над тем, как его реализовать. В этом и заключалась важность работы с компанией-застройщиком: мы выяснили, что можно делать и что нельзя, оказывали друг на друга какое-то профессиональное давление, учились, чтобы сделать что-то еще лучше.

— Какая главная идея комплекса? Чем обосновано решение создать такой фасад?

— Я думаю, что главная мысль, которую мы вложили при создании Clever Park, — это как раз качество дворового пространства и то, что дом не похож на те, которые строились в России и других странах, похожих на нее, последние 50 лет.

В нашем плане — здания очень гибкие, они отличаются по высотности. Мы хотели подчеркнуть такой змейкой на фасаде эту разную этажность и плавные изгибы. Благодаря белой линии, которая проходит через все фасады, мы создадим некий индивидуальный бренд проекта и образ, который будет ярким и запоминающимся.

— Сколько квадратных метров нужно человеку для комфортного проживания в Европе и в России?

— По стандартам, в Великобритании для молодой семьи из двух человек достаточно 50 кв. м — это квартира с одной спальней. Для трех человек — 63–70 кв. м, или квартира с двумя спальнями. Думаю, для России эти стандарты тоже подходят, и на это мы ориентировались при проектировании квартир в жилом квартале Clever Park, понимая при этом, что важна не только квадратура комнат и эргономика пространства. Мы создавали квартиры такими, чтобы они не были слишком глубокими, чтобы было достаточно естественного света и мебель могла расположиться удобно.

— Екатеринбург известен своей компактностью, но сейчас развивает отдаленные районы. Как, по-вашему, надо это делать? Как это происходит в Лондоне?

— Ваш город протягивается с севера на юг, а британская столица — с запада на восток. На востоке у нас всегда была промышленность, на западе — жилая застройка. Подготовка города к Олимпийским играм — 2012 стала катализатором развития восточной части: там построили торговые и общественные пространства, усилили метро и запустили Crossrail (высокоскоростная железная дорога, — прим. ред.), которая идет с запада на восток. Теперь Восточный Лондон развивает большие инвестиционные проекты.

В Лондоне трафик ужасный (в Екатеринбурге — не лучше), поэтому большинство людей пользуются общественным транспортом, а власти развивают транспортную инфраструктуру. В вашем городе, развивая отдаленные районы, надо делать это системно: вместе с жилой застройкой там должны появляться новые очаги притяжения людей и общественные пространства — театры, кинотеатры, магазины. Тогда район станет для жителей альтернативой центру города. И такие решения не разобьют большой город на маленькие городки внутри него, а, наоборот, будут развивать мегаполис и соединять районы. Важно сделать так, чтобы у людей не было необходимости ездить через город — например, на работу. Но если такая необходимость появится — чтобы была удобная транспортная развязка.

Дмитрий Реутт, директор проектного бюро R1, партнер архитектурной компании Twelve (на фото справа), отмечает, что жилой квартал Clever Park спроектирован так, что его жители могут сходить на работу, вернуться домой, а потом отправиться отдохнуть и расслабиться, не выходя за территорию комплекса. «Не согласен с тем, что наш квартал можно назвать раем для интровертов, — говорит Дмитрий. — Но вся инфраструктура, необходимая для комфортного проживания, здесь есть. В будущем мы построим в квартале и детский сад, и школу, а также организуем больше рекреационных зон».

— Что в строительстве должно быть первым: инфраструктура или здание, возле которого она появится?

— В идеальном мире — конечно, надо сначала строить инфраструктуру. Перед девелоперами всегда стоит сложность: а кто это будет оплачивать? Поэтому тут важно, чтобы город и девелоперы работали синхронно, развивая город.

В жилом квартале Clever Park нам удалось реализовать подход: сначала инфраструктура, потом жилье. В первую очередь мы построили и заполнили бизнес-центр и многоуровневый паркинг с инфраструктурой на первых этажах. Здесь, к примеру, уже работает большой продуктовый супермаркет, стоматология, салоны красоты, детский развивающий центр, кафе и рестораны. В жилой части у нас также первые этажи будут отданы под инфраструктурные объекты, причем покупатели квартир уже активно участвуют в обсуждении, какая инфраструктура важна рядом с домом.

Фото: Константин Мельницкий, 66.ru