Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Цена вопроса — 120 млн евро. Зачем строить арену для Prodigy за железнодорожным вокзалом

14 марта 2017, 10:00
Цена вопроса — 120 млн евро. Зачем строить арену для Prodigy за железнодорожным вокзалом
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Территория завода «Уралпластик» на проспекте Космонавтов станет первым участком нового большого жилого района «Завокзальный», застройкой которого займется московская группа компаний «ПИК». Мы встретились с главным идеологом редевелопмента этой депрессивной зоны на задворках железнодорожного вокзала, чтобы расспросить его.

Владелец «Уралпластика» проинвестировал и построил два суперсовременных завода в Арамиле и Новоуральске. Это позволило ему освободить часть депрессивной площадки на проспекте Космонавтов, где находился один из них — «Уралпластик». Один из немногих предпринимателей, который не стал банкротить собственное предприятие, чтобы заняться редевелопментом территории, а нашел возможность модернизировать его, фактически построив с нуля.

С освобожденной от промышленного производства площадки площадью порядка 20 гектаров Алексей Гончаров планирует начать создание жилого района, не менее инновационного, чем его заводы. Бизнесмен не скрывает, что за много лет развития этого сюжета проект претерпел множество изменений и меняется до сих пор. Макет, который стоит в его кабинете в старом здании на проспекте Космонавтов, уже потерял актуальность. Даже новые московские партнеры уже успели нарисовать другие эскизы. Тем не менее принципиальный подход к развитию территории — прежний.

Главное, что осталось без изменений, — это то, что вдоль железной дороги появится деловая зона. Жилье нужно отгородить от железнодорожного коридора экраном, здесь должен будет разместиться малый и средний бизнес. Тогда на всей остальной территории будущего района можно будет сформировать современную, грамотно спроектированную среду обитания.

— Вы хотите создать отдельный район, который станет «островком благополучия»?
— Я хочу создать инновационный район. Он не просто должен быть насыщен всем, что необходимо человеку для полноценной жизни. Он должен быть удобен. Пешеходные аллеи и бульвары, жесткое разграничение транспортных и пешеходных потоков, уютные общественные пространства — все это сейчас реально сделать на этапе проектирования, но мало кто реализует эти задумки на практике, на более поздних стадиях реализации проектов.

Мы можем сформировать здесь рабочие места, грамотно спроектированные зоны отдыха, создать внутри района, например, учреждения профильного образования, система которого сегодня убита на корню. Конечно, на этой территории есть здания, которые останутся на своих местах, — к примеру, гипермаркет «Лента», который строится сейчас в начале проспекта Космонавтов, и еще несколько современных зданий. А все остальное вполне можно перенести куда-то в другое место. И мы работаем в этом направлении.

— Ожидаете ли вы поддержки вашего проекта со стороны властей?
— Обычно государство поддерживает такие социально значимые проекты. Здесь большой социальный потенциал. Это район будущего, он включает в себя грамотно структурированные рабочие места, жилье, отдых, интертейнмент. Все то, что повышает и гордость за то место, где живешь, и предпринимательскую активность в этом месте.

— Вы когда-то говорили, что в составе района может появиться мультифункциональная арена. Эта идея еще жива?
— Жива. Но сейчас мы полностью сконцентрировались на том, чтобы запустить проект редевелопмента всей территории. Это своего рода стартап, и он должен задышать полной грудью, только потом можно будет добавлять в него все остальное. Соответственно, и все финансы сейчас сконцентрированы на том, чтобы начать. Позже мы вернемся к идее строительства арены, если до того момента она не будет реализована кем-нибудь другим.

— У этого объекта будет другой инвестор?
— Изначально я хотел построить арену при участии американской компании, которой принадлежат знаменитые арены «О2» в Берлине, Лондоне и многих других городах. Там выступают артисты уровня Мадонны, Стинга и Элтона Джона. Они заинтересованы в том, чтобы в России появлялись такие сооружения, потому что кроме Москвы им негде выступать в нашей стране. Я потратил много времени, изучая, как это все работает за границей и какие выгоды от таких объектов имеет государство. Потому что построить такую арену — это только часть дела, ею еще нужно очень профессионально управлять, вписав ее в графики мировых туров звезд. И, конечно, без помощи со стороны государства обойтись будет сложно.

Один из примеров того, как O2 Arena трансформируется под конкретное мероприятие, на этом видео — подготовка и проведение 35-й ежегодной церемонии вручения наград BRIT Awards 25 февраля 2015 г.

— Как государство участвует в строительстве подобных объектов в Европе?
— У этих арен есть своя специфика: это мощнейшие трансформеры, рассчитанные как минимум на полторы сотни мероприятий самого разного формата в течение года — от спортивных матчей и концертов до биеннале и партийных съездов. При проектировании подобных объектов тщательно просчитываются бюджетные плюсы — сколько появится рабочих мест, сколько налогов будет перечисляться. Поэтому в Лондоне, например, землю для строительства арены предоставили бесплатно. В Лондоне — представляете? — где земля золотая! В Берлине тоже выделили участок буквально за три копейки.

— Сколько рабочих мест может дать такая арена?
— Если я ее построю, она даст порядка 3,5 тыс. рабочих мест. Имеются в виду не только те, кто там работает, а вообще все, кто поставляет ей услуги, сервис и т.д. Потому что и кейтеринг, и служба безопасности должны справляться со своими задачами. В Мюнхене в «Альянс-арене» я наблюдал, как это все работает. Система позволяет в режиме реального времени управлять градусом спиртных напитков в продаже в зависимости от того, как идет спортивный матч. Только в перерыве между таймами арена заработала полмиллиона евро во время матча «Баварии», на котором было 64 000 человек. Каждую минуту на айфоне управляющего обновляется информация о том, сколько купили футболок, выпили пива и съели булочек. Полмиллиона за перерыв! Это гигантский завод, который управляется сверхорганизованными, очень продвинутыми людьми. И система менеджмента тут не менее важна, там не могут работать люди, которые увидели это все впервые в жизни.

— Сколько стоит построить такую арену?
— Минимальная сумма инвестиций — 120 млн евро. Дешевле невозможно, потому что если убрать какую-то часть функционала — объект уже не будет работать должным образом. Строительство одной из арен обошлось в 450 млн долларов, но туда тут же пришли рекламодатели и заключили рекламных контрактов на 350 млн.

— Арены в Лондоне и Берлине, о которых вы говорили, построены на деньги их владельцев?
— Да, но без поддержки со стороны государства их построить нереально. Я же говорю, обычно государство как минимум предоставляет землю и подводит сети.

— Почему же у нас нельзя привлечь этих же инвесторов?
— Я не отказался от этой затеи, но сейчас не то время. Для таких проектов нужен подъем экономики. Люди должны не экономить каждую копейку, а закладывать в семейные бюджеты по 10–15% на развлечения, а для этого нужна стабильность и уверенность в будущем. Такая арена должна раскручиваться на подъеме экономики.

— Кроме нестабильности экономики есть какие-то еще причины, которые не позволяют запустить этот проект?
— 120 млн евро — это очень большая сумма. Но этот и все остальные вопросы уже решаемы.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU