Разрастание Екатеринбурга и все более тесное примыкание к нему городов-сателлитов — всего лишь вопрос времени. Этот факт подтверждают эксперты на всех уровнях. С важной оговоркой: если этот процесс будет происходить бесконтрольно, ничего хорошего из этого не выйдет. Поэтому существует проект «Большой Екатеринбург», который курирует вице-премьер по стратегическому развитию территорий Александр Высокинский.
Самый большой объем технической работы предстоит выполнять министерству строительства, главой которого недавно назначен бывший топ-менеджер УГМК-холдинга Михаил Волков. В интервью Порталу 66.ru министр во всех подробностях рассказал, какие именно задачи придется решать его ведомству. Но мы решили начать разговор с темы, которая сегодня, пожалуй, еще больше будоражит повестку.
— А юридически «собрались всем городским сообществом» — это что за процедура? Публичные слушания?
— Во-первых, по поручению губернатора Евгения Куйвашева создана специальная рабочая группа…
— Вы входите в нее?
— Нет, она же не должна состоять из одних чиновников. Рабочая группа, архитектурно-градостроительный совет в любом случае принимают решения с учетом общего, коллегиального мнения участников из числа архитектурного, православного сообщества и жителей Екатеринбурга в целом. Сейчас главное — чтобы мы не поддавались на провокации. Мы прекрасно понимаем, что есть люди, которые пытаются заработать на этой ситуации политический авторитет.
— Так будет ли этот храм стоять на воде?
— Могу сказать лишь, что рассматривается несколько локаций, среди которых есть приоритетные. Обсуждение их, в том числе и на водной глади, еще продолжается, и принять окончательное решение еще только предстоит.
«Рассматривается несколько локаций, среди которых есть приоритетные. Обсуждение их, в том числе и на водной глади, еще продолжается, и принять окончательное решение еще только предстоит».
— Хорошо, давайте перейдем к «Большому Екатеринбургу». В свое время на разных уровнях власти велись разговоры о том, что Минстрой будет осуществлять «смычку» городов агломерации. В какой стадии, на ваш взгляд, сейчас этот проект?
— В первую очередь мы должны определить точки сближения соседних городов. Потому что просто так объявить: «Давайте жить вместе!» — не получится, для такого объединения нужны более веские обоснования. Я считаю, что нам нужно увидеть индивидуальность каждой территории, находящейся внутри агломерации, и на основе этих индивидуальностей построить устойчивую, динамично развивающуюся систему.
— Что вы имеете в виду под индивидуальностью территорий? Что Верхняя Пышма, к примеру, может стать неким спортивно-молодежным центром, исходя из того богатого спортивного ядра, которое уже в ней существует?
— В силу определенных причин Верхняя Пышма сегодня является одним из двигателей ускоренного развития окраинных территорий агломерации. Всплеск развития, который она демонстрирует, говорит о том, что эти процессы в принципе могут идти достаточно динамично. И было бы здорово уже сегодня учитывать этот потенциал в общей концепции развития, потому что сама Верхняя Пышма имеет определенные ограничения, связанные с существующей санитарно-защитной зоной, вопросами транспорта и т.д. А ведь транспортный вопрос — пожалуй, наиболее важен для любой агломерации. И его решение может помочь определить и ту самую индивидуальность каждой территории. Потому что если мы допускаем, что в районе Арамиля будет развиваться логистическое направление, то это должно быть уже сегодня отражено и в генеральных планах городов, и в планах дорожного строительства. К примеру, направление города Берёзовского очень интересно и перспективно, но на сегодняшний день улица Проезжая, ведущая туда, — это самый ущербный из всех выездов из Екатеринбурга.
— Такой вектор развития Арамиля даже уже задан. Стало более понятно, что вы имеете в виду, но какая «индивидуальность», например, может быть у Среднеуральска?
— Во-первых, Среднеуральск — это источник тепла. Во-вторых, эта территория находится близко к природным объектам, интересным для жителей в плане рекреационной функции. Это всё надо взвешивать и обговаривать с руководством этих городов, с теми, кто в первую очередь заинтересован в их развитии. Если этого не будет происходить, в какой-то момент Екатеринбург просто «перешагнет» какой-нибудь город и продолжит развиваться за ним.
— А вообще, по вашему мнению, в какую сторону склонен развиваться Екатеринбург?
— Не просто склонен, а уже развивается! Посмотрите, как резко город шагнул в направлении Широкой Речки — фактически там сегодня строится новый городской район. Не только соседний Академический, но и сама Широкая Речка. Определенно, движение будет в сторону Белоярки, в районе бывшего УралНИИСХоза. Будущий район «Северная корона» фактически сомкнет Екатеринбург с Верхней Пышмой. Активно развивается южное направление — на бывших землях совхоза «Свердловский».
— Вы считаете, что за вот такими, масштабными и комплексными, проектами будущее?
— Уверяю, все строители уже переориентировались на освоение новых земель, куда прокладываются новые сети. Точечное строительство в Екатеринбурге закончилось. Есть еще территории, где нужно сносить ветхое жилье и застраивать их заново, либо промышленные зоны, подлежащие редевелопменту, но уплотнительной застройки как таковой практически не осталось.
— Вы упомянули новые сети, которые прокладываются в новых районах. И до этого перечислили эти районы. Вопрос с сетями решен в Академическом, в Широкой Речке, в Солнечном. Насколько я знаю (поправьте, если это не так), с сетями все понятно в «Северной Короне»...
— Да, это так.
— Но мы все знаем, что именно по этой части много вопросов возникает к жилому району «Истокский». Да и не только по сетям — ведь с дорогами там тоже все очень плохо?
— Там действительно есть проблемы, например, с канализацией. Но это решаемые вопросы. Как только на территории будет усилено давление застройщика, у ресурсоснабжающих организаций найдется что ему предложить. Что касается дорог, эта проблема остро стоит практически повсеместно.
— Один из застройщиков ведь уже вышел на первые площадки «Истокского». И недостроенные, замороженные коробки будущих многоквартирников до сих пор «украшают» эти поля…
— Это, конечно, было слишком спонтанным решением. Строительство началось, когда еще не были утверждены планировочные решения, проект планировки толком не прошел все положенные этапы согласования. Как раз эта работа сейчас и ведется. Но вот с дорогами все гораздо сложнее. А развивая такие периферийные районы, мы должны думать об этом в первую очередь.
Сегодня очевидна ежедневная трудовая миграция из городов-спутников в мегаполис и обратно. Посмотрите, что творится по утрам на Кольцовском тракте, на Тюменском, на любом другом. Поэтому в ближайшие годы въезды в город будут основной проблемой, без решения которой дальнейшее развитие будет топтаться на месте.