Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Битва со СНиПами: почему в Екатеринбурге не строят архитектурные шедевры

6 октября 2016, 10:50
Битва со СНиПами: почему в Екатеринбурге не строят архитектурные шедевры
Фото: официальная документация проекта
Участники Форума высотного и уникального строительства рассказывают о своем опыте возведения нестандартных зданий, а мы примеряем этот опыт на себя.

100+ Forum Russia — одно из крупнейших отраслевых мероприятий в стране — разбит на несколько секций, в рамках которых проходит бесчисленное количество узкоспециализированных мероприятий. В самый первый день работы форума мы послушали специалистов по высотному строительству, чтобы понять, почему в Екатеринбурге (который, впрочем, считается первым в этом плане на фоне всех остальных регионов России) оно пока буксует.

Первый за пределами Москвы офисный небоскреб «Высоцкий» стал пионером высотного строительства в уральской столице. Следом за ним появилась башня «Исеть», представляющая собой апартаментный комплекс. После этого стало известно, что семимильными темпами сворачивается проект первых жилых небоскребов высотой 60 этажей — «Первый Николаевский». На этом фоне единственным реализуемым проектом высотного строительства остаются 37-этажные башни ЖК «Чемпион Парк». Все остальные задумки и предложения архитекторов — это по-прежнему только слова и картинки.

По мнению многочисленных экспертов, главный враг любых инноваций в сфере строительства и проектирования зданий — нормативы, действующие на территории РФ.

Николай Клементьев, директор по проектированию ГК «Спектрум»:

— Мы постоянно сталкиваемся с противоречиями проектировщиков и нормативов. Вот яркий пример: павильон в парке Горького в Москве, построенный по проекту японского архитектора Сигэру Бана. По его задумке, здание должно было быть построено исключительно из бамбука и бумаги — самых экологичных материалов. Но отечественные СНиПы просто не приемлют такой подход, поэтому по факту получилось, что это здание из бамбука, посаженное на металлический каркас.

Павильон по проекту Сигэру Бана

Такое же уникальное здание — технопарк в Сколково по проекту всемирно известного архитектурного бюро Захи Хадид.

Николай Клементьев:

— Это здание — кошмар пожарных и головная боль конструкторов. Оно не проходит ни по одному из существующих нормативов. Потому что методики, которые заложены в наших нормативах, предполагают исключительно традиционные подходы к проектированию и строительству. А в этом здании таких подходов просто нет. Все здание — это единое воздушное пространство.

Проект павильона в Сколково не вписывается в отечественные строительные нормативы.

Не стесняясь, о своем проекте в Екатеринбурге рассказывает, пожалуй, только Джереми Ким из лондонского архитектурного бюро Fosters + Partners. Речь идет о здании штаб-квартиры «Русской медной компании», которое в народе называют «Ананас». Это действительно уникальный и престижный для Екатеринбурга проект. И среди прочего его уникальность в том, что он не остался на бумаге под сукном. О нем Джереми рассказывает все три дня форума на самых разных секциях, представляя «Ананас» с самых разных углов зрения. Мы же подробно рассказали об этом проекте вот здесь.

Других реализуемых уникальных проектов в Екатеринбурге нет. Специальные технические условия на пожарную безопасность, на уникальность конструкции и др. надо получать в Москве, и к этой процедуре местные девелоперы совершенно не приучены. Она настолько громоздка и ресурсоемка, что практически сводит на нет экономическую составляющую любого уникального проекта, готовящегося к реализации в любом регионе, отличном от столицы.

Именно за это бьется строительное сообщество Екатеринбурга. Его компетенций вполне хватает, чтобы, разработав единые своды правил для высотного строительства, перестать ездить в Москву за согласованиями, а спокойно согласовывать проекты высотой 100+ метров на месте. Но пока этого не произошло. И с презентациями на высотный форум приехали авторы таких проектов, как «Москва-Сити» и им подобных. Потому что у них есть возможность решать задачи совсем другого уровня.

Антон Надточий, генеральный директор архитектурной мастерской «Атриум»:

— У нашего заказчика оказался большой участок на Третьем транспортном кольце, который примыкал к ТЭЦ и промышленной зоне. Он попросил минимизировать количество квартир, из которых бы открывались виды на эту ТЭЦ. Когда нам это удалось, он сказал свести количество таких квартир к нулю. И это оказалось нам под силу. Он попросил повысить классность объекта, перерисовав в том числе всю квартирографию. В следующем месяце мы отправляем на экспертизу проект первой очереди.

Дмитрий Гуреев, главный архитектор проектов архитектурного бюро SPEECH:

— Мы совместно с американским архитектором Хани Рашид проектируем башню на месте бывшего завода ЗИЛ. И нам приходится очень тесно взаимодействовать в постоянных поисках компромиссов. Например, для американцев не существует понятия инсоляции. Но наши нормативы не могут пропустить проект, который не отвечает требованиям по освещенности помещений.

В России, к сожалению, большинство задумок проектировщиков и архитекторов разбиваются о быт суровых нормативов полувековой давности. И такие башни, как проект ЛСР на месте завода ЗИЛ, когда-нибудь, возможно, появится и в Екатеринбурге. Но время для него еще не настало.

Николай Клементьев:

— Инновации, безусловно, и дальше будут пробивать себе дорогу, но всегда они будут сталкиваться с бюрократическими препятствиями. И между технологиями и нормативами всегда придется находить компромисс, без которого прогресс невозможен.