Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Андрей Калетин: «Строить жилье мне уже поздно. Это надо было делать в 2005-м»

10 июня 2015, 08:00
Директор холдинга «ЭМА» владеет таким количеством земли в Екатеринбурге, что на ней может уместиться несколько «Академических» и еще больше «Солнечных». Вместо этого он строит на небольшом участке под Горным Щитом «выставку домов».

Известие о том, что в районе Горного Щита планируется построить целую выставку готовых домов, вызвало неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе. Большинство экспертов, опрошенных нами, высказались скептически. С ними согласны и читатели 66.ru: проект не взлетит.

Мы попросили идейного вдохновителя этого проекта Андрея Калетина «поработать с возражениями». Те, кто занимается строительством в южном направлении в Екатеринбурге, прекрасно знают, что это за человек. Ему принадлежит, по разным данным (а точные данные он, улыбаясь, не озвучивает), от 1500 до 2000 гектаров земли в районе Горного Щита.

Кроме этого у бизнесмена есть еще активы. Один из них — мебельный торговый центр «ЭМА» на ВИЗ-бульваре. Здесь находится центральный офис, в который меня и пригласили.

На одном из участков Андрей Калетин задумал организовать целый многофункциональный центр притяжения, который, по его мнению, даст хороший толчок развитию Горнощитского луча. Буквально в двух километрах от будущей развязки ЕКАД и Полевского тракта должен появиться «магазин под открытым небом», где можно будет выбрать себе не абы что, а собственный дом.

— Мой опыт говорит о том, что, когда человек собирается построить себе дом, он хочет посмотреть разные варианты в одном месте, чтобы выбрать из большого многообразия то, что понравится. Как в магазине. И опыт организации таких магазинов существует. В Екатеринбурге он начался в 2007 году с выставочного поселка «Галактика», инициатором строительства которого был Владимир Крицкий. Тогда эта выставка объединила множество технологий, строителей и посетителей.

Это было здорово. «Галактика» подвигла нас отправиться за опытом в Европу. Оказалось, что там такие выставки есть чуть ли не в каждом более или менее крупном городе. И даже в маленьких городах. Приезжаешь туда в выходные — вся стоянка занята. Получается, что мировая практика говорит о том, что этот формат востребован. Востребован и живет. А у нас его вообще нет.

— Почему?
— Ну, потому что наша культура еще не пришла к этому. Причем крупные торговые центры пользуются колоссальным спросом, а выставок домов нет.

— «Галактику» построили принципиально в другом формате, чем тот, что предлагаете сделать вы. После экспозиции поселок заселили, огородили забором, и сейчас там строятся следующие очереди. Больше он не используется как открытая экспозиционная площадка.
— Там был использован финский опыт, это финны так делают. Они строят дома на маленькой площадке, 2–3 недели они играют роль выставочных образцов, а потом их продают. Такая культура продаж.

— Тогда объясните, почему вы по такому пути не идете?
— Мне ближе немецкий опыт — постоянно действующая выставка домов.

— Хорошо, а почему вы не построили такой поселок в 2007 году, когда спрос на коттеджи был вдвое выше, чем сейчас?
— Денег не было. Возможностей не было. Участка не было, идея была сырая. Сейчас идея дозрела, место нашлось, а деньги появились.

— Ваших денег там — только вложения в инфраструктуру? А отбиваются они за счет символических арендных платежей?
— Да, мы сдаем в аренду землю по 100 рублей за м2. Это вовсе не символический платеж. Четыре сотки — это 40 000 рублей ежемесячно.

— Кто туда пойдет за такие деньги? Ведь кроме арендных платежей нужно вложиться еще и в строительство дома, плюс коммуналка…
— Даже учитывая все это, получается очень выгодно. Если вы сейчас захотите построить себе офис, вы должны будете получить разрешение, выполнить проект планировки и так далее. Здесь все это уже готово. Проведены все коммуникации, канализация. Построил дом — открыл офис. Объект перед глазами у клиентов, его можно пощупать. Сотрудники принимают посетителей. И я могу вам показать — первые резиденты там уже строятся.

Это формат, который прижился в Европе. Здесь есть авторынок, сельскохозяйственный рынок, рядом предполагается строительство «Мегамарта», по которому сейчас ведем переговоры. Есть зона оптовой торговли. Все это становится достаточно весомой точкой притяжения с высоким уровнем активности. На самой выставке будет и зона отдыха, и кафе, и детские площадки. У нас в городе уже сложилась традиция в выходные ездить в торгово-развлекательные центры — так вот, мы построим им замену.

Первая очередь выставки домов будет включать в себя одну-единственную улицу, вдоль которой расположатся экспонаты.

— Вы строите торгово-развлекательный центр в двух километрах от будущего «Парка развлечений DreamWorks». Причем если ехать из центра города, то за ним. На что вы рассчитываете? Вы хотите успеть, пока его не построили?
— Тягаться с DreamWorks, скорее всего, будет сложно. (Смеется.) Но по большому счету, у нас получится точка притяжения более «бытового» характера. Вряд ли в DreamWorks будут продавать строительные материалы, ведь правда? Или готовые дома.

— Вы планируете предлагать эти участки в аренду не только компаниям, которые занимаются домостроением, но и тем, кто предлагает ландшафтный дизайн, детские комплексы, зоны отдыха?
— Идея заключается прежде всего в том, чтобы создать рабочие места. И на сегодняшний день мы уже создали больше 200 мест. При запуске хотя бы первой очереди выставки домов это число увеличится до тысячи. Я считаю только тех, кто будет работать здесь непосредственно, потому что эта площадка будет, кроме того, создавать рабочие места где-то в цехах, на производстве, и их будет еще больше.

Смысл в том, чтобы дать любому бизнесу возможность и условия для роста. Умеешь делать скамеечку — можешь дома сделать эту скамеечку и выставить здесь. Умеешь делать беседку хорошую — выстави беседку, умеешь делать детскую качельку — привози! Фонтаны, ограждения... Безграничные возможности проявить себя, заработать!

— Точка приложения рабочей силы для жителей окрестных домов?
— Для всей области и даже больше. Такого нет ни в Уфе, ни в Тюмени, ни в Челябинске, ни в других регионах. Выставки домов в России есть только в Санкт-Петербурге и в Москве. Так что наш объект будет работать как минимум на четыре области. При этом здесь нет каких-то непосильных инвестиций, все затраты реальны для наших дней. Возможности резидентов будут расти вместе с объектом.

Примерно так, судя по рендерам, будет выглядеть эта выставка.

— Появятся ли здесь дома иностранного производства?
— Пока мы не работаем в этом направлении, но предполагаем, что какую-то часть выставки домов займут иностранные производители. Я сам живу в сборном доме, который купил в Германии. И когда я его покупал, немецкие партнеры говорили, что хотели бы выставить свой дом в Екатеринбурге. Но тогда у нас не было выставки домов.

— В «Екатеринбург-Экспо» постоянно проходят какие-нибудь строительные выставки.
— Ну нет, построить дом на одну неделю — это слишком роскошно. Дом, построенный как образец, нужно экспонировать и продавать как минимум пять лет. Знаете, чем хороша выставка домов во Франкфурте? Там есть весь спектр услуг. Они могут наглядно объяснить любые технические характеристики. У них, например, есть разобранная стена, на которой они показывают, за счет чего достигаются высокие теплотехнические характеристики. Есть даже школа мастеров: не в состоянии купить дом — купишь у нас балки, а мы тебе покажем, где купить блоки и как собрать дом.

— Я прекрасно понимаю эту практическую пользу для себя как покупателя. Но я боюсь представить, кого же я увижу на этой выставке, когда туда приеду! Потому что представители всех крупных малоэтажных проектов, которых я опросил, никак не заинтересованы в этой площадке. Они без всякой аренды выставляют образцы своих домов на собственной земле. Я ведь не просто так спросил про иностранцев.
— Один из тех, кто сейчас строит дом на этом участке, хочет сделать там строительный офис. У него нет представительства в офисе, арендовать он не хочет, но ему нужно место, где он принимал бы заказы. И в этом доме он сможет выставить мебель, сантехнику, светильники, крыши, окна, калитки, заборы, элементы ландшафтной архитектуры — все что угодно. И зарабатывать на этом.

— А сколько, по-вашему, будет реализовываться весь этот проект?
— По нашим планам, десять лет. Но два года из них уже прошло. Мы были инициаторами и заказчиками разработки градостроительного плана «Горнощитский луч» и ведем достаточно много объектов здесь. Но этот считаем титульным, и у нас есть задача его запустить.

Арендовать место и построить выставочный дом сможет любая строительная организация.

— Что вы собираетесь делать на остальных своих землях? Третий «Академический»? Второй «Солнечный»?
— Мегре в книге «Анастасия» описывает концепцию, по которой каждый житель России должен иметь гектар земли. Это то пространство, которое можно назвать «пространством любви» и на нем комфортно жить. А проекты социального жилья хороши и важны для людей тем, что человек получает хотя бы какое-то жилье, а потом может улучшать свои жилищные условия. Но у меня таких проектов нет. Практически все мои проекты — это лес и застройка не больше 30% участка. Денег там, конечно, много не заработаешь, но с точки зрения комфорта это на порядок ближе к идеалу, описанному в книге.

— То есть все ваши проекты — это индивидуальное жилищное строительство?
— Нет, не все. У нас есть очень крупный проект промплощадки на окраине Горного Щита, за поселком Широкая Речка. Порядка 200 гектаров под ремесленное развитие. Жилье — это самый легкий вариант зарабатывания денег, у жилья самая большая доходность. А зарабатывать на промышленной зоне очень тяжело — длинные вложения долго окупаются.

— Когда она у вас окупится, вы считаете?
— У нас оптимистичное настроение. Все говорит о том, что проект окупится в течение 10–15 лет, а мы берем и делаем, и считаем, что все можно развернуть очень быстро — за 4–5 лет.

— В вашем портфеле есть проекты, которые окупались вот так, в три раза быстрее, чем вы рассчитывали?
— Когда начинался мебельный центр «ЭМА», в городе таких еще не было. А когда он встал на ноги, в городе был пик подобных объектов. Поэтому все затраты, которые были в него вложены, окупились очень быстро.

Помимо домов здесь можно будет выставить на обозрение посетителей любые изделия — от малых архитектурных форм до бытовых принадлежностей.

— Вы сторонник того, чтобы разделить бизнес на множество направлений или сложить все проекты в некий комплексный подход?
— У меня многопрофильный бизнес. Одни направления возникают как естественное дополнение друг друга, другие, наоборот, никак не связаны. Например, мебельный торговый центр появился после того, как мы освободили часть территории производства электромедицинской аппаратуры. После этого у нас появился колхоз Деевский в Алапаевском районе. Производство зерновых, 50 тысяч голов крупного рогатого скота. Появилось желание выйти на конечного покупателя — возник рынок «Колхозный двор». Потом появился оздоровительный комплекс «Баден-баден». И как ни странно, все эти темы дополняют друг друга. У них разная сезонность и разная доходность. Одни быстро окупаются, другие окупаются долго, зато быстро строятся. А все вместе — как единый организм, где нет двух одинаковых органов. Мой бизнес построен так.

— Почему вы не хотите забабахать проект небольшого жилого микрорайончика, который даст свежий финансовый поток? Крохотный условный «Академический», который стал бы донором для реализации каких-то других задумок — возможно, более близких вам. То есть поступиться своими принципами в одном проекте, чтобы возвести их в абсолют в другом. Что это — принципиальное нежелание изменить своим идеалам? Или вам просто лень заниматься проектами, которые не доставляют личного удовольствия?
— «Академический» — это, безусловно, успешный проект, к тому же, социально значимый. Но это не мой подход точно. Для меня гораздо важнее удовольствие от работы — без этого чувства она превращается в рабство. А рациональное мышление, на мой взгляд, вообще только мешает успеху. Погоня за большими деньгами — это неправильный вектор. Деньги даются за красивые идеи. Самый важный фактор — интуиция. Тогда доходность 1000%, и не один год. Сегодня делать сотовый телефон — абсурд. Его нужно было делать в 1995 году. И тогда можно было стать «Самсунгом» или «Яблоком». Точно так же сегодня поздно строить жилье. Это было хорошо в 2005-м. У меня есть проект круче «Самсунга» и «Яблока», такого продукта пока нет ни у кого.