Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Эволюция города: как из уездного городка Екатеринбург вырос в третью театральную столицу. Часть 2

24 декабря 2014, 11:00
Эволюция города: как из уездного городка Екатеринбург вырос в третью театральную столицу. Часть 2
Фото: коллаж 66.ru
Оливье, мандарины в неограниченном количестве, советское шампанское и бенгальские огни... Все готово к встрече Нового года. Не хватает только доброй новогодней истории. Такая у нас есть!

Итак, господа, устраивайтесь поудобнее, мы подготовили для вас увлекательное чтиво. Сегодня, как и обещали, продолжаем рассказ о театральной эволюции Екатеринбурга. В прошлой части мы говорили об истории старейших городских театров — Оперного театра и Театра музкомедии, «Драмы» и ТЮЗа. Сегодня черед более молодых театров. Наверняка в какой-нибудь из театров вы сами ходили на елку в детстве или водили на представление своих детей.

Как цирк заставил строителей фантазировать

Цирк едва ли не самый старый в городе культурный объект. Даже рассказ о старейшем городском театре начинается с того, что возвели его на месте старого цирка.

Строили цирк в Екатеринбурге как минимум трижды. В городских летописях есть упоминание о деревянном здании на Дровяной площади (ныне площадь Парижской коммуны, неподалеку от пересечения современных улиц Ленина и Мамина-Сибиряка) — там он простоял до 1912 года, пока не построили Оперный театр.

Затем здание цирка — вновь из дерева — построили на углу улиц Куйбышева и Розы Люксембург. В этом здании клоуны, эквилибристы и дрессировщики обитали вплоть до середины 70-х годов. Но в 1976 году деревянный цирк сгорел.

В Свердловске к концу 70-х задумывалось строительство сразу нескольких театров. Вот и цирку решили построить новый дом. Да не простой, а такой, какого во всем мире не сыскать. Поступившее сверху распоряжение нельзя было игнорировать, и за разработку идеи для нового свердловского цирка взялись лучшие архитекторы страны. В итоге здание строили по проекту архитектора Никитина, который проектировал Останкинскую башню в Москве.

Для свердловского цирка Никитин придумал совершенно особую конструкцию. Здание должно было держаться всего на двух колоннах и двух балках, но главной особенностью должен был стать ажурный купол. Фото: raskalov-vit.livejournal.com

Конструкция купола кажется сложной даже нынешним строителям: 32 громадные ванты, фиксирующиеся только верхним кольцом. Фантазия архитектора заставила и рабочих на стройплощадке искать нестандартные ходы. Чтобы установить ванты в короткий срок, они придумали особые двухъярусные подвижные леса. Кран располагался в центре конструкции, потом его попросту распилили.

Цирк сдали в 1980 году, как раз ко дню рождения города.

За 40 лет капитального ремонта в цирке не было: укрепляли балки, меняли кресла, обновляли фасад, но так, чтобы основательно — нет. Хотя в сравнении со своим деревянным предшественником нынешний цирк еще молодчик. Но и времена не те. Здания устаревают нынче куда быстрее.

Как в сердце политпропаганды поселился Театр эстрады, а в Литературном квартале — мини-театр

В новой, постсоветской истории театров в городе появилось не так уж много. Один из самых молодых театров в городе — Театр эстрады. Он появился в 1996 году. Указ об учреждении нового культурного объекта подписал Эдуард Россель, в то время еще губернатор Свердловской области.

Поселить театр решено было в самом центре города — в здании, где прежде был Дом политического просвещения. На место, где некогда зарождались и тиражировались все принципы политпропаганды, пришел театр.

Здание Дома политпросвещения было построено в 1970 году. Долгое время в его стенах решались вопросы партийной пропаганды, а не искусства.

После того как пропагандистов сменили музыканты и актеры, хотели сделать и масштабную реконструкцию здания. Но в конце 90-х было совсем не до ремонта. К этому вопросу вернулись лишь 10 лет спустя.

К тому моменту необходимо было не просто отремонтировать внутренние помещения и обновить фасад, но и усилить фундамент.

После реконструкции от первоначального проекта архитектора Заславского осталась только форма здания. Фасад осовременили и спрятали конструктивистские бетонные ребра здания за панорамным остеклением с необычной подсветкой.

У здания появился дополнительный этаж — а это значит, и новые помещения. Но главное преимущество того, что дом вырос, в том, что это позволило смонтировать полноценную сценическую механику.

С нуля в постсоветское время вообще был построен только один театр — Камерный. Да и у того история со стройкой затянулась не на один год.

Строительство маленького здания Камерного театра в Литературном квартале продолжалось целых 12 лет. Идея создания тетра возникла еще в 1986 году, а открылся он только в 1998 году.

Как «Щелкунчик» нашел новый дом

Последний из появившихся новых театров — это детский театр балета «Щелкунчик». Долгое время он жил при «взрослом» Театре оперы и балета. Первый театр на большой сцене Оперного маленькие артисты сыграли еще 17 ноября 1988 года. Спустя два десятка лет с момента основания театр получил свой отдельный дом.

В январе 2009 года у юных звезд балета появился свой дом на перекрестке улиц Фрунзе и 8 Марта.

В советские времена на этом месте стоял кинотеатр «Мир». В это трудно поверить, но новое здание для «Щелкунчика» было не построено с нуля, а реконструировано вот из этого двухэтажного дома. Фото: 1723.ru

В сказочном замке «Щелкунчика» только актеры — дети, а все остальное — как в настоящем театре, подчас даже лучше. Строили здание совсем недавно, а потому и оборудование, и материалы использовали современные.

За пять лет на новой сцене поставили с десяток балетных сказок. Сейчас в театре вовсю готовят новогоднюю программу.

Ну и напоследок — антикризисный совет от редакции 66.ru: как придете домой, достаньте ваш семейный альбом и пересмотрите старые новогодние фотографии. И вспомните, что светлое будущее на самом-то деле не зависит от курса валют. Светлое будущее — это то ощущение, с которым вы в детстве засыпали, точно зная, что найдете подарок под елкой. И неважно, кто его туда положил — настоящий Дед Мороз или мама с папой.