Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Эволюция города: как из уездного городка Екатеринбург вырос в третью театральную столицу. Часть 1

23 декабря 2014, 11:05
Эволюция города: как из уездного городка Екатеринбург вырос в третью театральную столицу. Часть 1
Фото: Внутренний фотобанк компании для 66.ru
В доме стоит запах сладких мандаринов и настоящей елки, мерцают огоньки гирлянд. Мама дошивает карнавальный костюм лисички для дочки, а папа с сыном мастерит наряд дровосека. Завтра на елку в театр!

В предновогодней серии нашего исторического спецпроекта мы поговорим об истории городских театров. Ведь именно театры неотрывно связаны в нашем сознании с Новым годом, хороводами вокруг елки и долгожданными подарками от самого Деда Мороза.

Сегодня Екатеринбург по числу театров — третий город в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Но когда-то маленький городок горнопромышленников о таком культурном разнообразии и мечтать не мог. В середине XIX века в городе был только один театр, да и тот — для заезжих гастролеров.

Первый собственный театр с труппой открылся лишь в начале XX века — это был Театр оперы и балета. Основная же часть культучреждений начала работу уже при советской власти. Первая волна масштабной театральной стройки пришлась на 30-е годы. Тогда появились ТЮЗ, Театр драмы, Музкомедия. И именно в это время в стране возрождается традиция отмечать Новый год. Театрам в этом процессе отводят совершенно особую роль.

Из письма первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева:

«Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины».

В 1935 году правительство принимает решение о возобновлении празднования Нового года в СССР. В продаже вновь появляются елки и елочные украшения, так долго бывшие запретным товаром. Ну, а в театрах, школах и кружках спешно шьют костюмы Деда Мороза и Снегурочки, придумывают программу и заучивают роли сказочных персонажей.

С тех пор новогодняя елка — одно из самых ярких и теплых воспоминаний детей, рожденных в СССР. Ведь верить в живого Деда Мороза с бородой из ваты куда проще и приятнее, чем в непонятный коммунизм.

Вот девочка Даша рассказывает Деду Морозу стишок. Вот девочка Настя загадывает желание у новогодней елки. А вот довольная девочка Мила — ее желание уже сбылось, судя по улыбке и кукле в руках. (На фото, кстати, наши пользователи. Можете попробовать угадать, кто есть кто.)

И пока вокруг экономисты и аналитики наперебой вспоминают кризисы разных годов, мы тоже предлагаем вам поностальгировать. Сегодня будем вспоминать историю городских театров.

Как в Свердловске Оперный театр взрывали

Оперные спектакли в Екатеринбурге начали ставить за несколько десятилетий до появления Нового городского театра. Горожане были так воодушевлены оперными постановками в исполнении актеров театров, приезжавших на гастроли, что решили создать собственный музыкальный кружок. Своими силами ставили «Фауста», «Князя Игоря», «Жизнь за царя», «Сельскую честь» и «Отелло»… Всего в репертуаре музыкального кружка было несколько десятков оперных произведений. Музыкальные представления собирали едва ли не больше зрителей, чем спектакли приглашенных профессиональных трупп. Любовь к оперному жанру у горожан была особенная.

В 1903 году было решено: городу нужен свой театр оперы. Объявили открытый конкурс, напечатали информацию во всех российских газетах и журналах: ждем проекты, лучший — воплотим в жизнь. На конкурс пришел 21 проект. 16 отвергли сразу, из оставшихся пяти тщательно выбирали. В итоге остановились на проекте под названием «Светлана» пятигорского архитектора Владимира Семенова. Это позже он станет главным архитектором Москвы, а в начале XX века он еще мало кому известен.

Семенов задумывал Екатеринбургский оперный театр образцом архитектуры в стиле модерн. В процессе доработки проекта архитектор Бабыкин внес элементы ренессанса и барокко.

Почти сразу после объявления результатов конкурса проект первого в городе театра отправляется на полку. Стране не до оперы: вовсю идут революция и русско-японская война.

Решение о начале строительства было принято только в январе 1910 года. Согласно окончательно утвержденной в Городской думе смете, на строительство должно было уйти порядка 300 тысяч рублей.

20 июня 1910 года. На фото запечатлена закладка Оперного театра. Громкое событие для города! Вся элита собралась в первых рядах, простые зеваки стоят в отдалении. Церковный хор из расположенного неподалеку храма св. Екатерины (стоял на месте современной площади Труда) поет молебен, чин водосвятия в честь этого события.

Рабочее проектирование и непосредственное руководство стройкой будущего оперного театра поручают возглавить местному архитектору Константину Бабыкину. Судя по воспоминаниям горожан тех лет, Бабыкин был на стройке каждый день, следил за каждым этапом процесса. По обыкновению, когда он замечал неполадки, он брал палку— и стучал по только что выложенной кирпичной стене или проверял на прочность оконный проем. Если где-то что-то отвалилось, осыпалось — грозный взгляд и ни единого слова. Все и так понимают: халтура!

Бабыкин (на фото сидит в центре) на стройке был каждый день. Любой каменщик и даже разнорабочий знал его в лицо.

При строительстве Оперного впервые на Урале применяется бетонирование крупных конструкций. О новой технологии долго спорили и в итоге решили внешние стены театра сделать по старинке — кирпичной кладкой, а внутри использовать железобетон.

Железобетонные своды вместо кирпичных обусловили не только необычную, подковообразную форму зрительного зала, но и его великолепную акустику.

Интересная история приключилась с музами, которые венчают главный фасад театра. Во-первых, на первоначальном проекте их не было вовсе. Бетонные музы появились на крыше Оперного театра благодаря местной команде архитекторов и скульпторов. Проект пятигорского архитектора уральцы посчитали несколько аскетичным. Скульптуры античных красавиц должны были исправить ситуацию.

Во-вторых, до сих пор доподлинно неизвестно, кто же эти дамы. Их принято называть Талия, Мельпомена и Терпсихора. Но это всего лишь предположение, что скульпторы вылепили муз трагедии, танцев и комедии. Автором этих скульптур был В.А. Алмазов.

Театр строили два года. К 1912 году он был готов принять артистов и зрителей.

В то время считалось, что Оперный театр стоит почти на окраине города. Вокруг — деревянные домики, разбитая дорога да грязь. Серебристо-серое здание театра на этом фоне очень выделялось. Неудивительно, что долгое время в народе его звали «белый лебедь».

Первые артисты, приглашенные из других городов работать в новом Екатеринбургском театре, ужаснулись, как только сошли с поезда. «Город серый, мрачный, грязи по щиколотку. Хоть садись в поезд и уезжай», — сетовали они. Но когда они подъехали к театру, ахнули от изумления: «Да это просто храм искусства!».

Первая реконструкция театра была сделана в начале 50-х годов. Тогда Оперный перекрасили в зеленый цвет и сделали несколько пристроев к основному зданию для производственных цехов.

Обновленный зеленый Оперный горожане прозвали «свадебным тортом». Уж очень белая лепнина на зеленом фоне напоминала ажурно выложенный крем на сладком лакомстве.

Вторая реконструкция была сделана в 80-х годах. Для обновления ветхой части и расширения здания необходимо было разобрать часть служебных и производственных помещений театра вплоть до фундамента. Однако он был выложен из такого прочного бетона, что строителям пришлось обратиться к специалистам «Взрывпрома». В обычной жизни те занимались взрывами скального грунта и домов под снос, а со столь ювелирной работой сталкивались впервые. Свидетельства о столь необычном факте хранятся в архивах треста «Свердловскгражданстрой», который проводил реконструкцию.

Эксперты по взрывчатке долго все просчитывали, и в итоге взрывом разрушили ровно столько, сколько было нужно.

В результате масштабной реконструкции театр обзавелся несколькими пристроями, увеличившими общую площадь здания почти вдвое.

Ход реконструкции контролировал лично Борис Ельцин. По воспоминаниям очевидцев, первый секретарь обкома партии частенько приходил в театр с инспекцией.

Тогда же, в 80-х годах театр перекрасили обратно в светло-серый цвет. А в самом театре появился музей, в котором до сих пор хранятся свидетельства о всех перипетиях и изменениях в жизни нашего «белого лебедя».

Как Музкомедия дореволюционный кинотеатр поглотила

Театр музкомедии открылся в Екатеринбурге в 30-х годах прошлого века. И это один из тех немногих случаев, когда здание оказалось намного старше самого театра. Модерновый дом переменной этажности построили в 1915 году для Коммерческого собрания.

До революции на перекрестке современных улиц Ленина и Карла Либкнехта стоял кинотеатр «Лоранж», рядом с ним — Дом приказчиков. Фото: архив Музкомедии

После революции «Лоранж» переименовали в «Совкино», а Дом приказчиков и вовсе снесли. На его месте построили более современное Коммерческое собрание. Фото: архив Музкомедии

Согласно первым планам помещения, в Коммерческом собрании имелись игральные залы, бильярдная, столовая, буфет и большой зрительный зал. Надо отметить, что уже тогда в здании действовала небольшая оперная труппа. Говорят, на представления собирала полный зрительный зал.

После революции 1917 года здание отреставрировали, но не для театра — в нем открылся Дом Октябрьской революции — место собраний, лекций и отчетов руководителей города и постановок самодеятельности. Чуть позже театр здесь появился, но вовсе не музыкальный: сцену делили между собой Театр рабочей молодежи (ТРАМ) и клуб строителей.

В тот же момент в партии было принято решение о том, что городу нужен театр оперетты. Ответственным за творческую часть назначили молодого актера местной Драмы и повелели «собрать все лучшее, что только можно найти». Пока юный руководитель нового театра Леонид Луккер искал по всей стране самые лучшие актерские кадры, строители приступили к реконструкции Коммерческого собрания. Основные работы завершились в 1935 году.

Вот так выглядела улица Ленина в те времена. Движение, как видно, оживленное. Правда, людей на дорогах гораздо больше, чем машин, да и с парковочными местами проблем особых нет. Фото: архив Музкомедии

Если вы сразу не разглядели, то здание между кинотеатром «Совкино» и вполне узнаваемым «Уральским рабочим» — это и есть Театр музыкальной комедии. Да, сначала он был не таким большим, как сейчас. Фото: архив Музея истории Екатеринбурга

Современный облик театр обрел лишь спустя 30 лет — после реконструкции в 1962 году.

Обновленная Музкомедия целиком поглотила дореволюционное здание кинотеатра. В новом помещении театра кинозал занял лишь скромную часть в левом углу. Теперь откуда ни посмотри — легко узнаешь родной театр. Фото: архив Музея истории Екатеринбурга

Кинотеатр «Совкино» еще долго жил по соседству с театром. Уже в современной истории в нем успел обустроиться даже ночной клуб. Но с 2012 года театр оккупировал все здание: на месте «Совкино» теперь малая сцена театра. Фото: архив Музкомедии

Как один несговорчивый горожанин чуть строительству Драмтеатра не помешал

С драматическим театром у Екатеринбурга любовь давняя, как и с оперой. До революции театральные коллективы приезжали сюда на гастроли так часто, что в 1847 году для них было выстроено специальное здание Городского театра (ныне — кинотеатр «Колизей»). Именно вокруг этого здания и зарождалась театральная жизнь города.

На первые спектакли столичных гастролеров горожане приезжали на лошадях, вот почему перед Городским театром сделали столь широкую дорогу: чтобы все экипажи могли встать на постой перед спектаклем, а после — спокойно разъехаться.

Однако несмотря на такую любовь уральской публики к театральным постановкам собственный стационарный драматический театр был открыт только при советской власти — 2 октября 1930 года.

Располагался он по адресу улица Вайнера, 10. Это одна из первых фотографий здания Драмтеатра. Фото: 1723.ru

А это уже более поздний снимок. Место выглядит уже более узнаваемым, хоть немного и сбивает с толку оживленное автомобильное движение на улице Вайнера. Фото: архив Музея истории Екатеринбурга.

Сейчас в первом здании Драмтеатра расположился торговый центр. Фото: ekbrealty.ru

В 1990 году театр переехал в новое здание на набережной Исети. О том, что раньше на этом месте город и вовсе кончался, мы писали в самой первой серии «Эволюции города».

Когда-то это была окраина города, где жили ссыльные каторжные. Но в 90-е это уже элитный центровой район, так что появление здесь театра вполне оправданно. Фото: 1723.ru

До строительства Драмтеатра на набережной еще оставались старые жилые домики. Когда в правительстве решили, что в этом месте будет парк и театр, ветхое жилье решено было снести. Однако, как и сегодня, далеко не со всеми легко было договориться. Главный инженер треста «Свердловскгражданстрой», который вел застройку, даже упомянул это в своих воспоминаниях.

Михаил Михайлович Ананьев, в прошлом главный инженер треста «Свердловскгражданстрой»:

— Бывали и курьезные случаи. Например, когда строили театр драмы… Ветхое жилье, находящееся на территории стройки, практически все снесли, но один жилец никак не хотел уезжать. Очень уж ему нравилось его место жительства. Дошло до того, что экс-президент России Борис Николаевич Ельцин, бывший в то время в должности первого секретаря обкома, оставив надежду уговорить упрямца, разрешил начать строительство. После чего житель все таки согласился переехать в новый дом*.

Последнее преобразование театр пережил уже в XXI веке. Наружные колонны объединили остеклением.

В новом образе «Драма» даже как-то лучше сочетается с выросшими вокруг стеклянными высотками. Фото: Владимир Задумин

Как в свердловском ТЮЗе поселились бродячие артисты

История детского театра в нашем городе ведет свое начало еще с 20-х годов прошлого века. Именно тогда зародилась идея создать театр для маленьких зрителей. Но официально Театр юного зрителя был основан лишь 10 лет спустя — в 1930 году. Он носил статус передвижного театра и не имел собственного дома вплоть до 70-х годов, когда было принято решение о строительстве отдельного здания.

ТЮЗ строили, используя самые передовые технологии и в строительстве, и в театральном искусстве. Например, сцена с поворотным кругом и поворотным кольцом впервые в городе появилась именно в Театре юного зрителя.

Общая сметная стоимость строительства объекта составляла примерно 1 миллион 700 тысяч рублей. По тем временам огромные деньги.

Проект нового театра был разработан в Москве — в Институте проектирования культурно-бытовых и зрелищных зданий. А воплощать идеи столичных архитекторов пришлось местным строителям из управления №9 треста «Свердловскгражданстрой».

Из воспоминаний прораба Валентина Андреевича Масленникова:

«Листая многотомные чертежи, видишь хитрые, доступные только специалистам узлы. Одна заявка на отделочные материалы содержит 59 наименований. Кажется невероятным, что дерева, например, будет целый список из 29 названий».*

Несмотря на все сложности здание построили аккурат к 60-й годовщине Октябрьской революции.

Екатеринбургский театр юного зрителя был открыт 7 ноября 1977 года. Красную ленточку перерезал Борис Ельцин, в то время секретарь Свердловского обкома КПСС.

О судьбе ТЮЗа за последние два года мы писали едва ли не больше, чем обо всех остальных театрах вместе взятых. Все дело в масштабном капитальном ремонте. С момента постройки здания и до 2013 года — а это 36 лет — здесь ни разу не проводили основательных ремонтных работ. Некогда сверхсовременный театр нуждался в кардинальных переменах. В 2012 году его закрыли на капремонт, здание театра вместо актеров заняли строители «Атомстройкомплекса» — наследника того самого «Свердловскгражданстроя», что когда-то возводил новый театр. Реконструкцию курировал Валерий Ананьев — сын Михаила Ананьева, который руководил строительством ТЮЗа, будучи главным инженером «Свердловскгражданстроя».

В ходе реконструкции мрамор театрального фасада отбелили с помощью уникальной системы очистки, починили механизм, который вращал знаменитые маски, и обновили медное покрытие, чтобы вернуть символу театра первозданный блеск. Сейчас по мнению тех, кто принимал участие в его строительстве, театр выглядит еще лучше прежнего.

Но главные перемены происходили внутри: театр изменился до неузнаваемости. Строители провели перепланировку существующих помещений, заменили все инженерные сети и коммуникации, системы вентиляции и кондиционирования воздуха, устаревшие сценические механизмы. В театре появилось новое световое и звуковое сценическое оборудование. Рядом отстроили новый корпус, в котором расположился малый зал на 150 мест, с другой стороны появился двухуровневый паркинг на 176 машиномест, а также летняя зона отдыха с амфитеатром для уличных представлений.

Некогда суперсовременный поворотный механизм сцены спустя 36 лет службы нуждался в обновлении. Чтобы переоборудовать театральное пространство, строителям пришлось узнать много закулисных тайн и изучить строение самых разных театральных механизмов.

Внутри здания поменялось решительно всё. Оставив старые стены, строители фактически возвели театр заново. За время реконструкции мы несколько раз были на площадке и сами могли убедиться в масштабах перемен.

С 18 ноября Театр юного зрителя открыт для всех и оценить то, какие изменения произошли в старом добром театре, может каждый.

Многие из тех, кто пришел на первую елку в обновленном ТЮЗе, были здесь впервые. На современные осветительные приборы, большие мультимедийные экраны и необычный дизайн помещений они смотрят с восхищением. Но не меньший, а может, и больший восторг в глазах родителей, которые помнят еще старый ТЮЗ.

Ждите продолжения нашего спецпроекта уже завтра. На очереди — рассказ о городском цирке, Театре эстрады, Камерном театре и детском театре балета «Щелкунчик».

* прямая речь цитируется по статье в журнале «Новый уральский строитель», внутренний фотобанк компании