Смотреть на то, как разрушаются старинные домики, оставшиеся без хозяев, грустно. Мы знаем, что под этими словами готово подписаться абсолютное большинство наших читателей. Даже, может быть, все. И те, кто защищает любую избушку, где в девятьсот мохнатом году ночевало больше двух революционеров одновременно. И те, кто хочет видеть Екатеринбург застроенным современными зданиями. И даже тот, который хочет снести «Радугу».
Не секрет, что бюрократическая машина нашего досточтимого государства — главный уничтожитель памятников истории и культуры. Причем у власти есть две крайности: не делать решительно ничего (1) и согласовывать коммерсантам проекты, что превращают памятники в современные здания (2). И какая из этих крайностей хуже — спорный вопрос. Потому что утраченные памятники забываются, и по-настоящему скорбят по ним единицы. Мы помним, как Владимир Шахрин со товарищи устраивали поминки на месте снесенного домика на улице Малышева. Никто не собрался на этом месте через год, никому это на самом деле не нужно. Никто даже не помнит, чей это дом был и кто такой этот инженер Ярутин.
Нам кажется, что при прочих равных условиях нет варианта хуже, чем оставлять памятники бесхозно тлеть. Черт возьми, они же почти все находятся в центре Екатеринбурга! Позорные таблички «Охраняется государством» ставят крест на любых попытках как-то помочь этим несчастным зданиям. А помочь — это первое желание, которое порой возникает, когда смотришь на них. Потому что чаще всего эти слова на табличках — ложь.
Эти здания мы — горожане, патриоты — показываем нашим гостям, и они недоумевают. Они говорят: нет, переведите, пожалуйста, нам по-нормальному слова «Охраняется государством»! В последний раз на эту тему мы беседовали с датскими журналистами Матильдой и Томасом. Они реально не верили, что ВОТ ЭТО выглядит ТАК только потому, что оно охраняется государством. В Европе так не принято.
Печально, но факт. Случаев, когда чиновники выбирают для памятника судьбу, отличную от двух описанных выше вариантов, — единицы. Но такие случаи есть. А значит, есть надежда, что эта практика будет набирать обороты.
Акцию «Добей или Сохрани» мы придумали совместно с безбашенной конторой выдумок «Зови бобра». Выбрали 16 зданий, которыми можно было бы гордиться, находись они в подобающем для этого состоянии. Сегодня утром мы отметили эти здания на городском ландшафте огромными воздушными шарами. Отметили их для чиновников и призываем их услышать нас и нашу аудиторию.
Чтобы увидеть акцию полностью, наведите курсор и двигайте панораму вправо и влево. Панорама кликабельна и интерактивна.
«Добей или сохрани» — это воззвание к власти. Это два варианта спасения лица нашего города от язв бесхозности. Оба прекрасно известны жителям Екатеринбурга. «Добей» — это когда ночью исчезает здание у подножия «Высоцкого», и через несколько лет горожане забывают, что оно вообще существовало. Это когда на месте нескольких старинных домиков появляется новая очередь галереи бутиков «Покровский пассаж». Когда несколько чудесных старинных зданий (преимущественно — фасадов) объединяют единым современным архитектурным объемом торгово-офисного центра «Европа».
Добить разваливающиеся старинные домики несложно. Такие решения непопулярны лишь поначалу. Но проходит время — и людям начинает нравиться то, как преображается старинный Екатеринбург. |
«Сохрани» — это вариант, когда памятник восстанавливается и радует глаз и сердце горожан и гостей. Когда у него появляется такой хозяин, который на самом деле сохраняет здание. В конце концов ну есть же в Екатеринбурге Дом Севастьянова, ставший гостевой резиденцией президента! Он в идеальном состоянии, мы все об этом знаем. Или вот еще один пример — ресторан «Пожарка» на улице Вайнера, в здании, отданном бизнесменам. Ничто так не украшает город, как вот такие памятники.
Всем нам известны прекрасные примеры сохранения исторических памятников. Секрет-то прост: помещения занимают те, кто может их содержать. |
Пока забота государства о памятниках истории заключается в том, что городская администрация и Мингосимущества шлепают на них QR-коды. По ссылкам открываются фотографии, на которых то или иное здание запечатлено до революции. Никаких других чувств, кроме печали за страну, эти QR-коды не вызывают. Потому что в интернете мы видим, как здания выглядели раньше, а вживую у нас перед глазами то, как они выглядят сейчас. А это, знаете ли, жалкое зрелище.
Почему нельзя заселить эти здания не общественными организациями, которых власти не могут обязать содержать, а бизнесменам или чиновниками? Они вытянут из бюджета деньги на реконструкцию или отреставрируют сами. Ну сидит же в памятнике истории на улице Шейнкмана Уральская таможня! Давайте переселим и другие ведомства из детских садиков и бизнес-центров вот в такие здания! Этих госслужащих можно будет жестко контролировать во время реконструкции. Ну или пусть предприниматели делают из этих зданий новые «Пожарки», зарабатывая деньги.
Те 16 домов, которые мы показываем сегодня, вполне могут ожить таким нехитрым образом. Они могут приносить пользу. Давайте подумаем вместе. Ведь мы, горожане, неглупые люди, нам есть что предложить.
Мы просим считать этот текст официальным обращением в Мингосимущества Свердловской области и лично министру Алексею Пьянкову. Не должен так выглядеть мегаполис, претендующий на проведение «Экспо-2020».