Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Говорить по-русски небезопасно». Российские студенты иностранных вузов рассказывают о градусе русофобии

3 марта 2022, 15:08
«Говорить по-русски небезопасно». Российские студенты иностранных вузов рассказывают о градусе русофобии
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Образование за рубежом никогда не было дешевым для россиян, но с нынешним ростом валют стало еще более недоступным. Те, кто успел уехать учиться в другие страны, сегодня столкнулись не только с потерей доходов, но и в некоторых случаях — с антироссийскими настроениями. Мы поговорили с девушками, которые живут в разных странах, о том, как сейчас относятся к русским на фоне боевых действий на Украине и как они сами выживают в нынешних условиях. Все героини согласились на разговор только в условиях анонимности, поэтому все имена в публикации изменены.
«Говорить по-русски небезопасно». Российские студенты иностранных вузов рассказывают о градусе русофобии
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Ольга, окончила университет в Чехии:

— Ситуация сейчас, конечно, вообще не радостная. Многие, и политики в том числе, говорят и понимают, что президент Путин — не равно Россия, но в целом, если судить по комментариям и новостям, в Чехии конкретно разворачивается антироссийская пропаганда. Есть и те, кто вспомнил 1968 год (ввод войск Варшавского договора в Чехословакию, — прим. ред.).

В самом начале дошло до того, что студентов преподаватели выгоняли и писали открытые письма, что русских учить не желают. Но такие действия вызвали негодование общественности, потому что «коллективная вина никогда не помогала».

Подружка из России в школе работает, так с ней некоторые коллеги разговаривать перестали, хотя она тут семь лет живет.

Я сама сейчас в декрете сижу и общаюсь только с врачами и семьей своего парня. Но и с ними, и на улице, в общественных местах говорю только на чешском, переходить на русский, чувствую, небезопасно.

У меня нет чешского гражданства, но есть ПМЖ, и по закону его могут отобрать только в двух случаях: уголовное преступление и отсутствие в стране более двух лет. Я не знаю, будут ли ради этого менять закон, но я уже ничему не удивлюсь. Надеюсь, что до полного абсурда не дойдет, и хотя бы в роддоме меня примут.

Анна, учится в Чехии:

— Я за эту неделю поседела, мне кажется. Деньги невозможно перевести из России, приходится переводить на казахстанские карты и снимать наличные, это очень неудобно.

Что касается отношения к русским — ситуация двоякая. Многие чехи понимают, что русские — не их власть, но далеко не все. Остальные, возможно, просто делают вид, что не понимают, чтобы оправдывать свои националистические настроения. Раньше они говорили, что и украинцы тоже плохие.

Люди собирают гуманитарную помощь на Украину. В большинстве своем это как раз таки русские и украинцы, а не чехи. Но митинги против военной операции проходят в стране очень крупные.

Я работаю сейчас в чешской компании. Но работала и на российскую, и теперь моя зарплата превратилась в копейки. К счастью, в Чехии бесплатное высшее образование — мы за него не платим, по крайней мере, пока что.

Я не вернусь в РФ, к сожалению. Сейчас русские не могут никуда выехать, авиасообщение перекрыто. Даже если бы я хотела уехать, не смогла бы. Только через Турцию за огромные деньги, которых у большинства студентов нет. Русским сейчас везде будет тяжело, я думаю, вы и сами это понимаете.

«Говорить по-русски небезопасно». Российские студенты иностранных вузов рассказывают о градусе русофобии
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Ксения, учится в Словакии:

— Словакия готова принимать украинцев, здесь собирают гуманитарную помощь, а среди однокурсников много волонтеров. Было официальное письмо от университета о помощи студентам и преподавателям из Украины. При всем этом никаких притеснений студентов из России нет: в университете нет негатива к кому-либо, тем более отчислений за то, что ты из России.

Мы все одинаково обновляем новости, в столовой за каждым столиком одна и та же тема.

Влияние санкций почувствовала на себе, хоть и обучение у меня бесплатное. Сейчас я продолжаю работать в IT-компании в России и получаю зарплату в рублях, курс евро сильно скажется на моих возможностях. Как студент, я могу работать в Словакии 20 часов в неделю, и я буду искать работу, если возникнет необходимость.

Мысли вернуться сейчас в Россию не было. У моих друзей, скорее, мысли уехать из России, если они сейчас там. Здесь же никто такого желания не высказывал.

«Говорить по-русски небезопасно». Российские студенты иностранных вузов рассказывают о градусе русофобии
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Ирина, учится в Южной Корее:

— Знаю из новостей, что Корея присоединилась к мировым санкциям, запретила экспорт в РФ стратегических материалов и поддержала отключение от SWIFT, финансовые учреждения начали распродавать акции российского фондового рынка. Воздушное пространство для самолетов из России не закрыто, но попасть сюда все равно невозможно из-за закрытых еще в пандемию границ.

У меня сейчас каникулы, поэтому в университет я не хожу, с преподавателями и одногруппниками не виделась и не могу сказать, как они относятся к русским и ко всему, что происходит между Россией и Украиной. Пока что в общении с местными жителями и друзьями-иностранцами у меня не было никаких трудностей, хотя общее настроение корейцев в целом такое же, как у жителей других стран: они выступают в поддержку Украины, собирают деньги в помощь общественным организациям.

Когда только все начиналось и Россия вела переговоры с другими странами, корейцы обсуждали возможное противостояние России с Украиной на уровне шуток «в этих странах самые красивые девушки, жаль будет, если они пострадают». С одним другом обсуждала, как санкции влияют на жизнь россиян, так он удивился, что они имеют такой эффект: думал, что это «просто мягкое выражение настроения» политиков.

На самом же деле я влияние этих мер уже почувствовала: так как я работаю на Россию, а доллар сильно вырос, мои доходы резко сократились, и все для меня подорожало процентов на 30–40. А работать здесь я пока не имею права, потому что у меня студенческая виза, а не рабочая.

Светлана, помогает русскоязычным студентам поступать в университеты Южной Кореи:

— Первая проблема, с которой столкнулись и российские, и белорусские студенты, поступающие или уже поступившие в вузы Кореи и прилетающие на весенний семестр, это стоимость доллара и запрет на SWIFT-переводы. Они элементарно не могут заплатить за учебу. Я, как агент, тоже не могу получить от них деньги за свою работу на счет в корейском банке. Пришлось просить брата, чтобы он принимал переводы на свою карту.

Вторая проблема — это, честно скажу, не самые хорошие взгляды самих корейцев в сторону России. В ближайшее время университеты будут проводить собрание, чтобы обсудить запрет российским студентам поступать в вузы страны.

При этом я бы не сказала, что заявок на поступление стало меньше. Наоборот, мне пишут те, кто хочет уехать из России, и просят найти для них подходящие варианты, помочь улететь сюда.

Я работаю и со студентами из Украины, и две девочки, поступившие на бакалавриат, прилететь не успели: их бомбили, они бежали из дома без документов и с семьями эвакуировались из страны. Одна — в Молдову, вторая — в Польшу. Прилететь в Корею они просто уже не могут.

Мы только надеемся, что Россия и Украина начнут переговоры и для нас все разрешится. Хотя прекрасно понимаем, что санкции быстро не снимут.