Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Лидеры ОДКБ обсудили протесты в Казахстане. Итоги встречи в цитатах четырех президентов

10 января 2022, 16:39
В прошлый раз результатом диалога стал ввод миротворцев в страну. Сейчас главы четырех государств высказали несколько предложений по улучшению работы ОДКБ для предотвращения попыток «внешнего вмешательства» в граничащих с Казахстаном странах.

Под председательством Армении в режиме видеоконференции прошел Совет коллективной безопасности ОДКБ. Диалог вновь посвятили ситуации в Казахстане и мерам по ее нормализации.

В заседании приняли участие президент РФ Владимир Путин, премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, премьер-министр Киргизии Акылбек Жапаров, президент Таджикистана Эмомали Рахмон и генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась.

Встреча началась с минуты молчания по погибшим из-за массовых беспорядков в Казахстане и длилась 1,5 часа. Мы собрали самые яркие цитаты лидеров государств — о том, из-за чего произошли митинги в Казахстане и что делать дальше.

Касым-Жомарт Токаев:

  • «Казахстан пережил самый тяжелый кризис за всю историю независимости. Это была попытка государственного переворота, целью террористов был захват власти. Основной удар террористов был направлен против Алма-Аты, падение города открыло бы путь к захвату юга, а затем всего Казахстана, в определенный момент события приобрели критический характер, Алма-Ата и девять областных центров оказались в руках террористов».
  • «Фактически, это первый случай, когда миротворческий потенциал ОДКБ был реально задействован для обеспечения безопасности, стабильности и целостности одного из государств-членов. Для нас принципиально важна не только военная, но и, прежде всего, моральная поддержка партнеров по ОДКБ».
  • «Правительство ушло в отставку, цены на автогаз были заморожены на прежнем уровне. Мы объявили о принятии комплекса конкретных социально-экономических мер и четкого плана общественно-политических реформ. Но для организаторов агрессии против Казахстана это уже не имело никакого значения».
  • «Мы будем жестко пресекать любые формы насильственного экстремизма и тем более боевые действия против Казахстана, как это произошло недавно. Не позволим покушаться на наши государственный суверенитет и территориальную целостность».

Владимир Путин:

  • «Возникшая угроза казахстанской государственности вызвана отнюдь не стихийными протестными акциями по поводу цен на топливо, а тем, что ситуацией воспользовались деструктивные внутренние и внешние силы. Те люди, которые выступали за ситуацию на газовом рынке, это одни люди и у них одни цели, а те, кто взял в руки оружие и нападал на государство, это совершенно другие люди и у них другие цели».
  • «События в Казахстане — не первая и далеко не последняя попытка вмешательства извне во внутренние дела наших государств».
  • «Активно применялись присущие «майданным» технологиям элементы силовой и информационной поддержки протестов. Использовались хорошо организованные и четко управляемые группы боевиков, в том числе прошедших — очевидно прошедших — подготовку в лагерях террористов за рубежом».
  • «Мы не позволим раскачивать ситуацию у себя дома и не дадим реализовать сценарии так называемых цветных революций».

Александр Лукашенко:

  • «Уроки, о которых здесь много говорили, должен извлечь прежде всего Узбекистан. Если эти уроки не будут извлечены, по нашей информации, взгляды (террористов) в том числе (будут) брошены и на Узбекистан».
  • «На границе Казахстана скопилось немало международных террористов. Для того чтобы преодолеть эти негативные тенденции, невозможно эту проблему решить только в рамках Казахстана.Самые близкие народы — Казахстана и Кыргызстана — должны вместе попытаться решить тяжелые проблемы, которые остались в наследство и которые созданы уже нами в постсоветский период».
  • «Нельзя допускать выставления миротворческого контингента как оккупантов — мы видим, такие попытки уже предпринимаются. Мы никакие не оккупанты. Мы не пришли туда по своему желанию: нас пригласил наш брат, наш друг, который отвечает за эту огромную страну. И мы оказали ту поддержку, которую он потребовал от нас».
  • «Они (западные политики) сначала взяли паузу на два-три дня, чтобы организоваться. Через два-три дня (мы с президентом России об этом говорили постоянно) то, что мы планировали, как мы это видели, то и произошло: посыпались заявления. Заявления понятные: «Демократия», «Свобода», «Не принятие жестких мер».
  • «Будем смотреть резко по сторонам — свернем шею. Когда у них (стран Европы и США) возникают малейшие проблемы, они не думают о демократии, не оглядываются на нас, а действуют сообразно собственным интересам. Нам тоже надо это учесть. Жестко поступили в первые минуты — результат виден».

Эмомали Рахмон:

  • «Я неоднократно обращал внимание на наличие в наших странах «спящих ячеек» международного терроризма, экстремизма и религиозного радикализма».
  • «В течение короткого времени десятки тысяч граждан постсоветских государств оказались в Ираке и Сирии. Часть из них уничтожены. Возникает логический вопрос: «Куда делись остальные?». Какое их количество задержано или вернулось на родину?»
  • «Количество лагерей и центров по подготовке террористов в северо-восточных провинциях Афганистана насчитывает более 40. Государствам -– членам ОДКБ надо серьезно отнестись к тому, как укрепляются позиции террористов в Афганистане и создать пояс безопасности вокруг этой страны».
  • «Нас беспокоит, что до сих пор не принята программа по укреплению таджикско-афганской границы».

Итоги встречи:

План по решению проблемы на мероприятии не озвучили, но главы государств высказали несколько предложений. В частности, Владимир Путин поручил комитету секретарей Советов безопасности ОДКБ представить предложения по совместному противодействию «попыткам деструктивного внешнего вмешательства в зоне ответственности ОДКБ».

Касым-Жомарт Токаев предложил повысить оперативность реагирования ОДКБ на кризисные ситуации: «Мы должны повышать оперативность в вопросах разработки и принятия утверждающих решений Совета коллективной безопасности и других органов».

Эмомали Рахмон считает необходимым разработать систему защиты информационного пространства в рамках ОДКБ и держать на контроле выезд граждан на обучение в религиозные центры и наладить координацию силовиков между странами – членами ОДКБ. Кроме того, он предложил создать «пояс безопасности» вокруг Афганистана.

В итоге участники саммита сошлись во мнении, что в соседних с Казахстаном республиках также существует угроза международного терроризма и сейчас силы ОДКБ должны быть сконцентрированы там, чтобы «предотвратить любые попытки внешнего вмешательства».

Генсекретарь ОДКБ Станислав Зась заявил, что в ближайшее время работу организации проанализируют, но уже понятно, что «механизм работает».

  • Протесты в Казахстане начались 2 января из-за резкого роста цен на газ для автомобилей (с 60 до 120 тенге или с 10 до 20 рублей) за литр. Демонстранты вышли на улицы и потребовали вернуть прежнюю стоимость. За пару дней к митингам присоединилось еще несколько городов, а позже акция протеста переросла в погромы. Протестующие выставили политические требования: отставка правительства и Нурсултана Назарбаева с поста главы Совбеза, проведение новых выборов.
  • К 5 января митинги переросли в массовые беспорядки. В Алма-Ате разграбили магазины, банки, захватили здание аэропорта, полицейские участки, государственные учреждения и объекты инфраструктуры. В итоге президент Касым-Жомарт Токаев обратился к ОДКБ с просьбой прислать войска для защиты страны от митингующих.
  • Спустя неделю властям удалось взять контроль над ситуацией. Восьмого января президент страны Касым-Жомарт Токаев заявил, что ситуация стабилизируется, но «очаги террористических атак сохраняются, борьба с терроризмом будет решительно продолжена».
  • В ходе беспорядков в Казахстане погибли 16 сотрудников полиции, Нацгвардии и Минобороны, еще свыше 1,3 тыс. пострадали, сообщили в МВД страны. По данным «Sputnik Казахстан», в общей сложности за время беспорядков погибли 164 человека. Из них в Алма-Ате — 103 погибших, в Алматинской области — 8, в Жамбылской области — 10, в Кызылординской — 21 погибший. Среди жертв есть как минимум трое детей.