Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Что происходит в Гонконге? Причины и последствия массовых протестов

14 августа 2019, 18:30
Один из самых дорогих мегаполисов мира из центра роскоши и денег превратился в город, где демонстранты перекрывают аэропорт и отменяют сотни рейсов; где полиция стреляет по безоружным людям резиновыми пулями и применяет ядовитый газ; где местные жители требуют демократии и свободы, а власть их не слышит. Какие требования выдвигают протестующие и введет ли Китай в независимую автономию свою армию — в материале 66.RU

С чего все началось

Протесты вспыхнули в июне, когда правительство Гонконга решило принять соглашение об экстрадиции с КНР, Тайванем и Макао. Законопроект обязал бы город выдавать преступников, но местные жители увидели в нем «закручивание гаек» автономии Гонконга и большую зависимость от коммунистического китайского правительства.

Гонконг — бывшая колония Великобритании, в 1997 году страна передала город Китаю. По условиям передачи, Гонконг должен сохранить широкую автономию во внутренней политике на 50 лет — до 2047 года. Сейчас город является глобальным финансовым и транспортным центром, он экономически привязан к китайской экономике и превратился в самый крупный офшор для бизнеса страны.

Управляет Гонконгом главный министр, который избирается Выборным советом, состоящим из деловой элиты города. Сейчас город возглавляет Кэрри Лам. По данным СМИ, местные жители критикуют ее за лояльность к Пекину.

Два месяца протестов

Первые протестные акции в Гонконге начались 12 июня и собрали миллион человек. Даже после того, как Лам заявила, что законопроект об экстрадиции «мертв» и принят не будет, акции протеста не утихли.

У протестующих есть список из пяти требований к правительству:

  • полная отмена законопроекта об экстрадиции;
  • отмена признания протестных акций 12 июня как бунта (это, в отличие от демонстраций, уголовное деяние);
  • амнистия для всех арестованных участников протеста;
  • независимое расследование жестокости полиции;
  • обеспечение всеобщего избирательного права на выборах главного министра и совета по вопросам законодательства.

По данным группы исследователей из гонконгских университетов, среди протестующих есть и мужчины (54%), и женщины (46%); а подавляющее большинство (93%) — старше 20 лет, основная группа в возрасте 20–29 лет (50%). По мнению опрошенных респондентов, дальше будет либо экскалация протестов (54%), либо удержание протестной активности на нынешнем уровне (39%).

В городе постоянно происходят столкновения между митингующими и стражами правопорядка. Полиция применяет слезоточивый ядовитый газ, дубинки и стреляет резиновыми пулями. Сами протестующие на полицию не лезут, потому что понимают: силы неравны. При появлении силовиков люди стараются убежать; тех, кто не успевает, полицейские догоняют, валят на землю, жестоко бьют и задерживают.

Протестующие теперь выходят на улицы в полностью черной одежде — так они обозначают, что участвуют в демонстрациях. Непременными атрибутами стали каски и маски или респираторы. Тело от газа защищают зонтами. Люди скрывают свои лица еще и потому, что в Гонконге, как и в самом Китае, очень развита система видеонаблюдений: камеры вычисляют всех, кто участвует в демонстрациях. Чтобы сбить с толку полицейских и ослепить камеры, демонстранты используют лазерные указки.

Как рассказал блогер Илья Варламов, который находится в эти дни в городе, у протеста в Гонконге нет лидера, люди давно забросили идеи согласовывать акции с властями, потому что разрешения не получали. Демонстранты обсуждают действия в соцсетях вроде Telegram или Tinder, когда интернет глушат, используют такие программы, как AirDrop в айфонах.

Люди выбрали тактику Брюса Ли — «действовать как вода»: они внезапно появляются в местах, где силовики их не ожидают, строят баррикады из заборов, пластиковых ограждений, мусорных баков; блокируют здания, общественный транспорт, дороги.

Накануне протестующие заняли международный аэропорт Гонконга, из-за чего отменили около 300 рейсов. Гонконцы обращались к застрявшим в аэропорту людям и пользователям соцсетей с просьбой войти в положение и понять, что горожане боятся за свою свободу, а аэропорт стал последним местом, где демонстранты могли быть в безопасности.

«Простите за неудобства. Мы боремся за будущее нашего дома».

Однако полиция жестоко обращалась с забаррикадировавшимися протестующими, избивая и применяя оружие. Те, в свою очередь, отбивались. Сегодня администрация аэропорта получила судебный ордер, который позволяет выдворить демонстрантов из терминала воздушной гавани.

Реакция на протесты

Пекин выступил с осуждением протестов в Гонконге, но пока не принимает решение о вводе армии в страну, хотя Китайская народная вооруженная полиция (PAPF), рамещенная в соседнем Шэньчжэне, буквально находится на низком старте.

Китайские власти уже обвинили США в провокациях и подстрекательстве протестующих в Гонконге к насилию, но Вашингтон это отрицает. Президент США Дональд Трамп вчера написал в Twitter, что Китай все-таки стягивает силы армии к границам Гонконга, а сегодня власти Китая отклонили запрос на заход в порт города ракетного крейсера Lake Erie и десантного корабля Green Bay ВМС США.

Врачи Гонконга призывали силовиков контролировать эмоции, не стрелять по горожанам (полиция использует резиновые пули) и не использовать химические вещества. Совет по правам человека ООН выступил с призывом утроить диалог между властями и протестующими, полиции не нападать на митингующих, а властям расследовать действия силовиков.

Чтобы мир узнал то, что происходит в Гонконге, во время краудфандинговой кампании демонстранты собрали более $1,9 млн. Деньги потратят на запуск рекламы в СМИ США и Великобритании, сообщает издание Sky.

В соцсетях, в частности в Twitter, люди со всего мира шлют поддержку протестующим с хэштегом #antielab. Но есть и те, кто поддерживает Пекин: «Какой позор, Гонконг», «Демократия? Свобода? Я думаю, это терроризм», пишут они.

Первые последствия протестов

Протесты уже отразились на экономике Гонконга негативно: акции многих компаний обвалились и потянули за собой состояния местных жителей. Пострадал и туристический сектор: в город ехать небезопасно, и путешественники его избегают. По словам чиновников, вдвое упало число групповых туров из ближайших стран, турагентства не видят выхода из тупика и хотят отправить персонал в отпуск без содержания.

Магазины закрываются, потому что их не посещают покупатели. Не работает даже местный Диснейлэнд. Глава Гонконга Кэрри Лам утверждает, что ситуация в городе даже хуже, чем во время финансового кризиса 2008 года, а восстановление займет очень много времени. Ко всему прочему, кризис усугубляет развивающаяся торговая война между США и Китаем, из-за которой экономика Гонконга и до протестов была в худшем за последнее десятилетие состоянии.