Постоянные представительства России и Сирии при ОЗХО провели брифинг в Гааге, на котором выступили 17 свидетелей. Все они подтвердили версию Москвы о том, что химическая атака, которая якобы произошла 7 апреля в городе Дума, не что иное, как постановка. Напомним, что ранее группа «Белые каски» представила видео, которое стало основанием для нанесения ракетного удара по Сирии военными США, Великобритании и Франции. Представитель РФ при ОЗХО Александр Шульгин отметил, что ни американцев, ни англичан, ни французов на брифинге не было — несмотря на то, что им были посланы приглашения (здесь и далее цитаты по РИА «Новости» и ТАСС).
Что говорят «пострадавшие»?
Всего перед экспертами выступили 17 человек, среди них — 11-летний мальчик Хасан Диаб, который попал на видео «Белых касок» из больницы. Ранее в сюжете телеканала «Россия 24» ребенок рассказал, что за участие в съемках ему заплатили печеньем и финиками.
По словам отца Хасана, неизвестные устроили панику в городе, после чего попытались собрать всех в больнице.
Из показаний отца Хасана Диаба:
— Они забрали моих детей и отвели в отделение скорой помощи и стали поливать их водой. Нам ничего сначала не объяснили. А потом узнали, что это была ложь. Никаких симптомов отравления мы не видели, вся семья в хорошем состоянии.
Сам Хасан также подтвердил, что в больнице его сначала поливали водой, а потом увели из больницы.
Что говорят врачи и сотрудники больницы?
В Гаагу приехал Ахмад Хашуа, который работает администратором в госпитале и отвечает за вопросы логистики.
Ахмад Хашуа, администратор госпиталя:
— Около семи вечера я был у входа в отделение скорой помощи. Зашел человек с ребенком и стал кричать про химоружие. После того как он зашел и стал кричать, началась неразбериха, люди запаниковали. Честно вам говорю, у людей были проблемы с дыханием, но такие люди поступали весь день. Мы увидели, что крик про химоружие был нужен для того, чтобы создать панику.
Врач больницы города Дума Халиль аль-Джейш рассказал, что у людей, которые поступали в тот день, не было симптомов воздействия химоружия.
Халиль аль-Джейш, врач:
— Мы в это все [крики неизвестных людей о применении химоружия] не поверили, потому что симптомов воздействия химоружия не было. Всем им [пациентам] была оказана необходимая помощь, через несколько часов они были отпущены домой. Не было ни одного случая смерти или угрозы жизни.
Его коллега объяснил, почему пациенты жаловались на проблемы с дыханием.
Хасан Аюн, врач больницы в Сирии:
— В тот день я был в отделении неотложной помощи, принимал больных и пострадавших. К нам стали поступать больные с признаками удушья — около 15 человек. Они надышались дымом и пылью, никаких других симптомов не было. Это произошло в результате бомбардировки близлежащих зданий.
Врач подчеркнул, что никто не страдал от тяжелого удушья. Все пострадавшие получили соответствующее лечение — уколы гидрокортизона и кислородные маски.
Хасан Аюн:
— Часть больных в тот же день покинула госпиталь. Ни одного смертельного случая зафиксировано не было. Детям и взрослым не понадобилось комплексных обследований и долгого лечения.
Что говорят российские военные?
Начальник войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) ВС России Игорь Кириллов заявил, что баллоны с газом, которые якобы упали с большой высоты на бетон, уцелели, а в квартире, в которой будто были обнаружены сброшенные с вертолета снаряды с хлором, не было никаких повреждений. Следовательно, данные о химатаке были сфабрикованы.
Игорь Кириллов, начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ:
— Сфабрикованную картинку дополняют найденные перчатки для покраски волос со следами краски с баллона. Опрос хозяина квартиры показал, что в указанное время в ней никто не находился, раненых и погибших нет.
Кроме того, отметил Кириллов, куры этажом ниже также благополучно «пережили» химатаку.
Российские военные обнаружили в Думе заминированную химическую лабораторию и склад реактивов, которые, вероятно, использовали для изготовления отравляющих веществ.
Игорь Кириллов:
— Обращает на себя внимание отсутствие пострадавших и тем более погибших при так называемой химатаке. Нет ни одного свидетеля, подтверждающего факт применения отравляющих веществ.
Отметим, российской стороне не удалось убедить в своей правоте иностранные СМИ. Во время брифинга журналисты прямо спрашивали свидетелей из Сирии, «что им пообещали за приезд в Гаагу». Сирийцы отвечали, что приехали потому, что хотели рассказать комиссии правду.