Главная задача, которую ставит перед собой девелопер Солнечного — компания «Форум-групп», — сформировать качественную среду проживания, здесь комфортным должно быть все — от собственной квартиры, двора, общественных пространств до самого процесса попадания в микрорайон. «Без хорошей транспортной доступности сделать это невозможно», — уверен Павел Казанцев, руководитель службы инфраструктурных проектов «Форум-групп». Он рассказал 66.RU, как, когда и что будет меняться в транспортной схеме Солнечного и близлежащих районов.
Доехать от центра города до Солнечного на личном автомобиле можно за 20–25 минут. Пока это удаётся не всегда: сегодня основная транспортная «артерия», связывающая микрорайон с центром Екатеринбурга — ул. Московская — ул. Вторая Новосибирская — ул. Лучистая — на отдельных участках имеет по одной полосе в каждом направлении, перегружена светофорами и автомобилями. Но ситуация меняется!
— Мы никогда не отрицали очевидного факта — Солнечный удален от центра города. С одной стороны, это хорошо — работа «в поле» позволяет нам создать на этой территории по-настоящему качественную среду с учетом современных тенденций в градостроительстве и представлений о комфорте. С другой стороны жители Солнечного не всегда имеют возможность быстро добираться до нужного места. Совместно с администрацией города мы уже почти 10 лет развиваем основной транспортный коридор Московская-Новосибирская-Лучистая, чтобы улучшить ситуацию.
За эти годы изменили несколько участков магистрали, увеличив их пропускную способность: развязку на улицах Московской — Щорса, участок улиц Московской от Волгоградской до Денисова-Уральского и от переулка Рижский до улицы Военной. По словам Павла, для реконструкции этих участков «Форум-групп» совместно с профильными службами города проводили обследование транспортных потоков, определили нагрузку, направление потоков автомобилей и выявили причины возникновения заторовых ситуаций. На базе этих исследований применили точечный подход для улучшения пропускной способности: определены приоритетные перекрестки, которые нуждаются в реконструкции.
В 2021 году начнется реконструкция еще двух сложных перекрестков — пересечение улиц Второй Новосибирской с Умельцев и с Окружной. Сегодня здесь действует по одной полосе в прямом направлении, вторая полоса предназначена для поворота, что существенно замедляет движение. После реконструкции, количество «прямых» полос увеличится до двух, а светофоры отрегулируют таким образом, чтобы образование заторов было минимальным.
— Все работы по расширению этого транспортного коридора ведутся в рамках Генерального плана развития города до 2041 г. При проектировании новых транспортных узлов мы используем данные исследований — от простого визуального наблюдения: сколько машин в какое время куда едет, до анализа big data, собираемых мобильными операторами.
Работа над реконструкцией перекрестков уже ведется: еще в конце прошлого года администрация Екатеринбурга провела конкурс и определила подрядчика для выполнения этих работ. «Всю зиму строители разрабатывали рабочую документацию и согласовывали ее с профильными службами города. Весной начнутся строительные работы», — рассказывает Павел. Строительство продлится два года.
Фото: Скриншот Яндекс.Карты |
---|
К реконструкции этих перекрестков приступят уже в 2021 году. |
— Было невозможно провести все работы за один сезон — пришлось бы полностью перекрывать магистральную улицу, что вызвало бы большие неудобства для жителей Солнечного, соседнего Вторчермета и жителей пригорода. Решили вести работы чуть дольше, но у людей останется возможность более-менее комфортно добираться до центра города.
Помимо реконструкции перекрестков, начнется расширение проезжей части улиц Второй Новосибирской и Лучистой от Окружной до ЕКАДа: там появится две дополнительные полосы движения, пешеходные тротуары, велосипедные дорожки. Проект реконструкции этого участка магистрали предусматривает продление трамвайной линии до улицы Чемпионов. Полный комплекс работ будет реализован в несколько этапов, три из шести уже получили положительное заключение экспертизы.
Первым этапом будут расширены два перекрестка улиц Лучистой с Чемпионов и Счастливой. Начало строительства запланировано уже на конце этого года.
Фото: Скриншот Яндекс.Карты |
---|
К 2026 году на этом участке появятся выделенные полосы для автобусов |
— Как бы мы ни расширяли ул. Московскую и коридор, от заторов полностью избавиться все равно не удастся, если делать ставку на использование исключительно личного транспорта. Количество автомобилей растет опережающими темпами по сравнению со строительством дорожной инфраструктуры. Поэтому развиваем общественный транспорт и хотим сделать эту услугу по перевозке настолько качественной, чтобы люди, не задумываясь, предпочитали его личному автомобилю. По крайней мере, в будние дни.
Пересадить людей с личных авто на общественный транспорт (ОТ) можно только в том случае, если поездки будут предсказуемыми по времени (с учетом ожидания транспорта), быстрыми и комфортными — без толкучки и преимущественно на сидячих местах. Добиться этого можно с помощью выделенных линий под автобус и трамвай. По примеру Европы, где люди активно и с комфортом пользуются общественным транспортом, планируем внедрить такую идею и для магистралей в Солнечный.
Впервые о выделенной трамвайной линии в район Солнечный заговорили на Иннопроме-2017 года.
— Мы убеждены, что развитие города возможно только при обеспечении доступности и качества транспортных услуг для населения. Повышение мобильности населения возможно при приоритетном развитии общественного транспорта. На сегодняшний день вместе с мероприятиями по расширению улицы Лучистая выполняется проектирование обособленной трамвайной линии, которая позволит планировать маршрут с точностью до минут независимо от ситуации на дорогах. Проектная документация по данному этапу разработана и комплектуется для передачи в Государственную экспертизу уже в апреле. Реализацию проекта мы ведем поэтапно. Это позволяет сбалансировать потребность в бюджетном финансирование, а не искать деньги на строительство всего комплекса сразу.
Новая линия соединит действующую станцию Керамик (сейчас она конечная) с новым жилым массивом. Расстояние небольшое — всего 1,7 км. По проекту, линия пройдет вдоль улиц Вторая Новосибирская и Лучистая и завершится разворотным кольцом в районе пересечения улиц Чемпионов и Лучистой.
По словам Павла Казанцева, сегодня количество жителей Солнечного, использующих трамвай мало: жители редко пользуются этим видом транспорта, поскольку до конечной надо идти пешком, либо ехать одну остановку на автобусе. «Когда линию продлят до Солнечного, это, по нашим подсчетам, даст дополнительно поток в порядка 6 тысяч пассажиров в сутки. То есть еще и рентабельность существующей трамвайной ветки повысится», — поясняет представитель «Форум-групп». Для жителей дорога без пересадок станет удобнее, быстрее и создаст сильную альтернативу личному транспорту.
Фото: предоставлено 66.RU компанией «Форум Групп» |
---|
Так будет выглядеть разворотное кольцо на ул. Чемпионов |
Параллельно с трамваем будут развивать автобусные маршруты.
— Мы прекрасно понимаем, что ни один автолюбитель не выберет автобус, если он также, как и в своей машине, будет стоять в пробке. Но если автобусы будут двигаться по выделенным линиям через каждые 10 минут и всегда получится найти сидячее место, — это позволит человеку задуматься: так ли нужна ему машина.
Фото: предоставлено 66.RU компанией «Форум Групп» |
---|
Важно, в каких условиях пассажиры ждут общественный транспорт. Поэтому в Солнечном строят теплые остановки. Первая и единственная теплая остановка на весь Екатеринбург появилась именно здесь. Планируют их сделать и в месте пересадок по маршрутам, ведущим в микрорайон. |
Расширение улиц Московской и Лучистой, строительство новых улиц в районе, транспортные развязки на пересечении с основными магистралями (ЕКАД, Объездная) позволили сделать район Солнечный одним из лидеров в доступности автомобильным транспортом.
С учетом внимания мастер девелопера района — «Форум Групп» к доступности не только личного, но и общественного транспорта (первая тёплая остановка появилась именно в Солнечном) в настоящий момент развитие комфортного и скоростного общественного транспорта является приоритетной задачей.
Еще одним аргументом в пользу выбора автобуса должна стать разветвленная сеть маршрутов. «Если надо в центр, разумнее воспользоваться трамваем, доехать до Чкаловской или Ботанической, а там пересесть на метро — под землей заторов нет, — говорит Павел Казанцев. — Но, если нужно добраться до других районов города, минуя центр, — автобус будет наилучшим вариантом».
С 1 июля 2021 года в Екатеринбурге реализуется очередной этап транспортной реформы — новые маршруты создавались с учетом анализа пассажирских потоков. В Солнечном должны появиться еще два маршрута №57а «ДМБ № 9 — Школа Созвездие» и №58 «Горбольница № 7 — Ритейл-парк Солнечный». По мнению девелопера, подобрать нужный вариант передвижения станет проще. Кроме того, город последовательно обновляет транспортный парк.
За два года в Екатеринбурге планируется создать дополнительно 19 тыс. мест для пассажиров общественного транспорта. [Аббревиатуры, используемые на схеме: автобус ОБК (особо большой класс); автобус БК (большой класс); автобус СК (средний класс); автобус МК (малый класс).] |
Комплексное освоение городской территории без создания велодорожек сегодня совершенно невозможно, считает Павел Казанцев. Помимо велосипедов, которыми пользуется все большее число жителей Екатеринбурга, появились другие виды двухколесного транспорта — электросамокаты, гироскутеры и т. п.
— Нельзя, чтобы этот поток пересекался с пешеходным — некоторые средства развивают скорость до 40–60 км/ч. Травмы при столкновении неизбежны. Но и на проезжую часть к автомобилям выпускать их неправильно.
В самом Солнечном еще на этапе проектирования были заложены велодорожки — в основном внутри кварталов. Сейчас же и проектирование улично-дорожной сети ведется с учетом интересов велосипедистов. По словам Павла, сегодня строятся комфортные велосипедные трассы, соединяющие микрорайон с другими территориями города — Юго-Западом, Академическим. В проекте и трасса, которая будет идти за город — в направлении Горного Щита. «Эти дорожки шириной в 2,5–3,0 м, то есть встречные потоки велосипедистов смогут с комфортом разъехаться», — прокомментировал представитель «Форум-групп».
В дальнейшем велосипедная инфраструктура будет развиваться. Задача — полностью отделить этот поток и от автомобилей, и от пешеходов.
— К нам периодически приезжают проектировщики и архитекторы из Европы. Для них зайти на велодорожку — табу: это не территория пешеходов. У нас пока не так, но постепенно сознание людей меняется. Надеюсь, мы добьемся. чтобы у каждого участника дорожного движения было свое, комфортное место для перемещения.