Главная задача, которую ставит перед собой девелопер Солнечного — компания «Форум-групп», — сформировать качественную среду проживания, здесь комфортным должно быть все — от собственной квартиры, двора, общественных пространств до самого процесса попадания в микрорайон. «Без хорошей транспортной доступности сделать это невозможно», — уверен Павел Казанцев, руководитель службы инфраструктурных проектов «Форум-групп». Он рассказал 66.RU, как, когда и что будет меняться в транспортной схеме Солнечного и близлежащих районов.
Основную магистраль расширят до четырех полос, а в наиболее нагруженных узлах — до шести полос
Доехать от центра города до Солнечного на личном автомобиле можно за 20–25 минут. Пока это удаётся не всегда: сегодня основная транспортная «артерия», связывающая микрорайон с центром Екатеринбурга — ул. Московская — ул. Вторая Новосибирская — ул. Лучистая — на отдельных участках имеет по одной полосе в каждом направлении, перегружена светофорами и автомобилями. Но ситуация меняется!
Павел Казанцев, руководитель службы инфраструктурных проектов «Форум-групп»:
— Мы никогда не отрицали очевидного факта — Солнечный удален от центра города. С одной стороны, это хорошо — работа «в поле» позволяет нам создать на этой территории по-настоящему качественную среду с учетом современных тенденций в градостроительстве и представлений о комфорте. С другой стороны жители Солнечного не всегда имеют возможность быстро добираться до нужного места. Совместно с администрацией города мы уже почти 10 лет развиваем основной транспортный коридор Московская-Новосибирская-Лучистая, чтобы улучшить ситуацию.
За эти годы изменили несколько участков магистрали, увеличив их пропускную способность: развязку на улицах Московской — Щорса, участок улиц Московской от Волгоградской до Денисова-Уральского и от переулка Рижский до улицы Военной. По словам Павла, для реконструкции этих участков «Форум-групп» совместно с профильными службами города проводили обследование транспортных потоков, определили нагрузку, направление потоков автомобилей и выявили причины возникновения заторовых ситуаций. На базе этих исследований применили точечный подход для улучшения пропускной способности: определены приоритетные перекрестки, которые нуждаются в реконструкции.
В 2021 году начнется реконструкция еще двух сложных перекрестков — пересечение улиц Второй Новосибирской с Умельцев и с Окружной. Сегодня здесь действует по одной полосе в прямом направлении, вторая полоса предназначена для поворота, что существенно замедляет движение. После реконструкции, количество «прямых» полос увеличится до двух, а светофоры отрегулируют таким образом, чтобы образование заторов было минимальным.
Павел Казанцев:
— Все работы по расширению этого транспортного коридора ведутся в рамках Генерального плана развития города до 2041 г. При проектировании новых транспортных узлов мы используем данные исследований — от простого визуального наблюдения: сколько машин в какое время куда едет, до анализа big data, собираемых мобильными операторами.
Работа над реконструкцией перекрестков уже ведется: еще в конце прошлого года администрация Екатеринбурга провела конкурс и определила подрядчика для выполнения этих работ. «Всю зиму строители разрабатывали рабочую документацию и согласовывали ее с профильными службами города. Весной начнутся строительные работы», — рассказывает Павел. Строительство продлится два года.
Фото: Скриншот Яндекс.Карты |
---|
К реконструкции этих перекрестков приступят уже в 2021 году. |
Павел Казанцев:
— Было невозможно провести все работы за один сезон — пришлось бы полностью перекрывать магистральную улицу, что вызвало бы большие неудобства для жителей Солнечного, соседнего Вторчермета и жителей пригорода. Решили вести работы чуть дольше, но у людей останется возможность более-менее комфортно добираться до центра города.
Помимо реконструкции перекрестков, начнется расширение проезжей части улиц Второй Новосибирской и Лучистой от Окружной до ЕКАДа: там появится две дополнительные полосы движения, пешеходные тротуары, велосипедные дорожки. Проект реконструкции этого участка магистрали предусматривает продление трамвайной линии до улицы Чемпионов. Полный комплекс работ будет реализован в несколько этапов, три из шести уже получили положительное заключение экспертизы.
Первым этапом будут расширены два перекрестка улиц Лучистой с Чемпионов и Счастливой. Начало строительства запланировано уже на конце этого года.
Фото: Скриншот Яндекс.Карты |
---|
К 2026 году на этом участке появятся выделенные полосы для автобусов |
Павел Казанцев:
— Как бы мы ни расширяли ул. Московскую и коридор, от заторов полностью избавиться все равно не удастся, если делать ставку на использование исключительно личного транспорта. Количество автомобилей растет опережающими темпами по сравнению со строительством дорожной инфраструктуры. Поэтому развиваем общественный транспорт и хотим сделать эту услугу по перевозке настолько качественной, чтобы люди, не задумываясь, предпочитали его личному автомобилю. По крайней мере, в будние дни.
Ставка на общественный транспорт
Пересадить людей с личных авто на общественный транспорт (ОТ) можно только в том случае, если поездки будут предсказуемыми по времени (с учетом ожидания транспорта), быстрыми и комфортными — без толкучки и преимущественно на сидячих местах. Добиться этого можно с помощью выделенных линий под автобус и трамвай. По примеру Европы, где люди активно и с комфортом пользуются общественным транспортом, планируем внедрить такую идею и для магистралей в Солнечный.
Впервые о выделенной трамвайной линии в район Солнечный заговорили на Иннопроме-2017 года.
Павел Казанцев:
— Мы убеждены, что развитие города возможно только при обеспечении доступности и качества транспортных услуг для населения. Повышение мобильности населения возможно при приоритетном развитии общественного транспорта. На сегодняшний день вместе с мероприятиями по расширению улицы Лучистая выполняется проектирование обособленной трамвайной линии, которая позволит планировать маршрут с точностью до минут независимо от ситуации на дорогах. Проектная документация по данному этапу разработана и комплектуется для передачи в Государственную экспертизу уже в апреле. Реализацию проекта мы ведем поэтапно. Это позволяет сбалансировать потребность в бюджетном финансирование, а не искать деньги на строительство всего комплекса сразу.
Новая линия соединит действующую станцию Керамик (сейчас она конечная) с новым жилым массивом. Расстояние небольшое — всего 1,7 км. По проекту, линия пройдет вдоль улиц Вторая Новосибирская и Лучистая и завершится разворотным кольцом в районе пересечения улиц Чемпионов и Лучистой.
По словам Павла Казанцева, сегодня количество жителей Солнечного, использующих трамвай мало: жители редко пользуются этим видом транспорта, поскольку до конечной надо идти пешком, либо ехать одну остановку на автобусе. «Когда линию продлят до Солнечного, это, по нашим подсчетам, даст дополнительно поток в порядка 6 тысяч пассажиров в сутки. То есть еще и рентабельность существующей трамвайной ветки повысится», — поясняет представитель «Форум-групп». Для жителей дорога без пересадок станет удобнее, быстрее и создаст сильную альтернативу личному транспорту.
Фото: предоставлено 66.RU компанией «Форум Групп» |
---|
Так будет выглядеть разворотное кольцо на ул. Чемпионов |
Параллельно с трамваем будут развивать автобусные маршруты.
Павел Казанцев:
— Мы прекрасно понимаем, что ни один автолюбитель не выберет автобус, если он также, как и в своей машине, будет стоять в пробке. Но если автобусы будут двигаться по выделенным линиям через каждые 10 минут и всегда получится найти сидячее место, — это позволит человеку задуматься: так ли нужна ему машина.
Фото: предоставлено 66.RU компанией «Форум Групп» |
---|
Важно, в каких условиях пассажиры ждут общественный транспорт. Поэтому в Солнечном строят теплые остановки. Первая и единственная теплая остановка на весь Екатеринбург появилась именно здесь. Планируют их сделать и в месте пересадок по маршрутам, ведущим в микрорайон. |
Расширение улиц Московской и Лучистой, строительство новых улиц в районе, транспортные развязки на пересечении с основными магистралями (ЕКАД, Объездная) позволили сделать район Солнечный одним из лидеров в доступности автомобильным транспортом.
С учетом внимания мастер девелопера района — «Форум Групп» к доступности не только личного, но и общественного транспорта (первая тёплая остановка появилась именно в Солнечном) в настоящий момент развитие комфортного и скоростного общественного транспорта является приоритетной задачей.
Еще одним аргументом в пользу выбора автобуса должна стать разветвленная сеть маршрутов. «Если надо в центр, разумнее воспользоваться трамваем, доехать до Чкаловской или Ботанической, а там пересесть на метро — под землей заторов нет, — говорит Павел Казанцев. — Но, если нужно добраться до других районов города, минуя центр, — автобус будет наилучшим вариантом».
С 1 июля 2021 года в Екатеринбурге реализуется очередной этап транспортной реформы — новые маршруты создавались с учетом анализа пассажирских потоков. В Солнечном должны появиться еще два маршрута №57а «ДМБ № 9 — Школа Созвездие» и №58 «Горбольница № 7 — Ритейл-парк Солнечный». По мнению девелопера, подобрать нужный вариант передвижения станет проще. Кроме того, город последовательно обновляет транспортный парк.
За два года в Екатеринбурге планируется создать дополнительно 19 тыс. мест для пассажиров общественного транспорта. [Аббревиатуры, используемые на схеме: автобус ОБК (особо большой класс); автобус БК (большой класс); автобус СК (средний класс); автобус МК (малый класс).] |
Для велосипедистов создают отдельную инфраструктуру
Комплексное освоение городской территории без создания велодорожек сегодня совершенно невозможно, считает Павел Казанцев. Помимо велосипедов, которыми пользуется все большее число жителей Екатеринбурга, появились другие виды двухколесного транспорта — электросамокаты, гироскутеры и т. п.
Павел Казанцев:
— Нельзя, чтобы этот поток пересекался с пешеходным — некоторые средства развивают скорость до 40–60 км/ч. Травмы при столкновении неизбежны. Но и на проезжую часть к автомобилям выпускать их неправильно.
В самом Солнечном еще на этапе проектирования были заложены велодорожки — в основном внутри кварталов. Сейчас же и проектирование улично-дорожной сети ведется с учетом интересов велосипедистов. По словам Павла, сегодня строятся комфортные велосипедные трассы, соединяющие микрорайон с другими территориями города — Юго-Западом, Академическим. В проекте и трасса, которая будет идти за город — в направлении Горного Щита. «Эти дорожки шириной в 2,5–3,0 м, то есть встречные потоки велосипедистов смогут с комфортом разъехаться», — прокомментировал представитель «Форум-групп».
В дальнейшем велосипедная инфраструктура будет развиваться. Задача — полностью отделить этот поток и от автомобилей, и от пешеходов.
Павел Казанцев:
— К нам периодически приезжают проектировщики и архитекторы из Европы. Для них зайти на велодорожку — табу: это не территория пешеходов. У нас пока не так, но постепенно сознание людей меняется. Надеюсь, мы добьемся. чтобы у каждого участника дорожного движения было свое, комфортное место для перемещения.