Высокоэффективная денверская модель является одной из наиболее действенных и научно обоснованных методик работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Работа фокусируется на раннем начале и основана на принципах прикладного анализа поведения.
Основные проблемы детей с РАС
Дети с РАС могут сталкиваться с рядом характерных трудностей, требующих индивидуального подхода в обучении и развитии. Основные проблемы включают:
- Нарушения вербальной/невербальной коммуникации. Дети с РАС могут не понимать значение жестов, мимики и интонаций.
- Социальная изоляция. Дети с РАС избегают социального взаимодействия, могут не проявлять интереса к играм с другими детьми, не стремятся к установлению дружеских связей. Это ведет к социальному отчуждению и ограничению опыта межличностного общения.
- Повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипные, повторяющиеся действия или интересы. Это может проявляться в виде непрерывного раскачивания, кручения предметов или навязчивого следования ритуалам.
- Чувствительность к сенсорным стимулам (звукам, свету, текстурам, запахам, вкусам). Такие особенности восприятия могут приводить к стрессу и дезориентации.
- Задержка когнитивного развития (речь, мышление, способность к обучению).
Принципы Денверской модели
Основные принципы Денверской модели — это:
- ранняя интервенция с возраста от 12 до 48 месяцев;
- интеграция обучения и игры;
- использование естественных стимулов;
- акцент на социальное взаимодействие;
- индивидуализированный подход к каждому;
- поддержка и роль родителей;
- мониторинг и адаптация программы.
Применение Денверской модели
Денверская модель применяется в различных условиях — от специализированных центров до домашних занятий. Она используется педагогами, психологами, родителями при соответствующем обучении. Основная задача — обеспечить ребенку поддержку в естественной для него среде, развить его навыки саморегуляции и адаптации к изменениям в окружающем мире.
На практике занятия проводятся в игровой форме, где каждый элемент программы интегрирован в процесс игры. Взаимодействие между ребенком и взрослым строится на позитивных эмоциях и поощрении успехов ребенка.
Особый подход помогает значительно улучшить коммуникационные и социальные навыки, адаптировать детей к взаимодействию с окружающим миром и создать условия для их развития. При систематическом применении это улучшает качество жизни детей с РАС и их семей.