Важность ее подчеркивают 440,4 млрд евро в виде налоговых отчислений и положительный торговый баланс в 74 млрд евро от экспорта легковых автомобилей, а также вложения в научно-исследовательскую деятельность на сумму 60,9 млрд евро ежегодно.
Прежде чем COVID-19 нанес удар по спросу и производственным мощностям, доведя их до уровня начала десятилетия, европейская автомобильная промышленность была главным двигателем экономического развития стран ЕС. И это даже невзирая на конкуренцию со стороны Китая.
Падение спроса на европейские машины
Кризис, вызванный пандемией, затронул автомобилестроение и множество других экономических аспектов. Из-за мер, направленных на сдерживание вируса, существенно упал спрос на новые авто. В мировом масштабе он сократился на 15,3%, в ЕС — на 23,7%. В Китае интерес понизился на 6,8%. Но самое большое падение спроса было зафиксировано в Великобритании — 29,4%, но это вполне можно связать с Brexit.
Снижение производства
Отметим, что коронавирус затронул и объемы производства, что позволило справиться с логистическими перебоями, но привело и к падению спроса.
После весеннего простоя и медленного восстановительного периода в III квартале, к концу 2020 года благодаря различным стимулирующим мерам произошел скачок роста. Но объемы выпускаемых авто в ЕС все же продолжали падать. Пекин же сохранил позицию лидера.
Прогнозы IHS Markit на 2022 год предсказали увеличение объема производства в Европе до 18,6 млн ед., что соответствовало восстановлению показателей докризисного периода. Но отрасль столкнулась с проблемой доставки микросхем, колебаниями на сырьевых рынках и интеграцией электро- и гибридных моделей в производственный цикл.
Объем торговли в физическом выражении и вклад ж/д перевозок в грузооборот
Автопромышленность является значимым сегментом в торговых отношениях между ЕС и Китаем. Она использует для транспортировки грузов евразийские ж/д маршруты. Доля ж/д грузоперевозок также демонстрирует рост в системе доставки товаров данной категории. В 2015 году она составляла 0.77% от всего импорта в ЕС, а в 2022 году превысила 6%, тогда как экспорт достиг отметки в 11%.
Продолжение модальной трансформации потребует акцентирования на экологических преимуществах ж/д транспорта и стремлении автопроизводителей к сокращению следа CO2 своих логистических цепей. Так, по данным компании UTLC, углеродный след от ж/д перевозок в 26 раз ниже, чем у авто. Вдобавок, необходимо учесть изменение статуса Китая: от роли «конвейера» до центра независимого автопроизводства.
Реклама. АО «ОТЛК ЕРА».