Если взять лидеров мебельной отрасли, то ситуация следующая:
- мебельный магазин Made.com (Великобритания) с середины осени перестал принимать заказы. Стоимость акций этой компании на бирже давно уже снижалась (медленно, но верно). И вот после объявления о прекращении приема заказов всего за день их цена упала на рекордные 93%. Если пару лет назад компания стоила 775 миллионов фунтов стерлингов, то сейчас ее стоимость вряд ли превышает 2 миллиона. Эксперты считают, что это полный крах, и надежды на спасение для этого мебельного гиганта уже нет;
- в компании Wayfair (США) происходят массовые сокращения сотрудников, так как продажи сильно упали, хотя несколько последних лет наблюдался значительный рост — за 10 лет объем выручки вырос с 1 до 14 миллиардов долларов. За 2022 год стоимость компании упала на 83%, в результате чего ей пришлось уволить почти 1000 человек;
- компания Home24 (Германия) продает бизнес в связи с его нерентабельностью. За 2022 год эта компания показала минусовые результаты, а стоимость ее акций снизилась на 80%;
- стоимость компании Westwing (Германия), продающей мебель в онлайн-магазинах по всей Европе, с начала года снизилась в 3 раза;
- компания BB&B (США) только за первый квартал 2022 года получила убыток в 358 миллионов долларов и закрыла 150 своих магазинов. При этом продажи упали на четверть. Количество сокращенных сотрудников к осени достигло рекордных размеров — 6000 человек (и среди них есть топ-менеджеры!). Осенью 2022 года, когда компания официально заявила о закрытии магазинов, стоимость ее акций снизилась на 50%. При этом объем средств, потраченных на сокращение падения продаж на 5% от указанного показателя, составил полмиллиона долларов.
И это крупнейшие игроки на мебельном рынке!
Такая ситуация является следствием сразу нескольких факторов. Во-первых, свое «грязное» дело сделала пандемия, во время которой многие отрасли терпели значительные убытки.
Во-вторых, многие крупные компании стали развивать онлайн-торговлю, и это стало их ошибкой. В-третьих, в связи с экономическим кризисом у многих возникли сложности с получением финансирования.
Большинство российских мебельных компаний озабочены вопросом, не постигнет ли их такая же участь. Мы проанализируем текущую ситуацию на российском рынке, чтобы получить обоснованный ответ на этот вопрос.
Причины кризиса
Действительно, ситуация на мебельном рынке Европы удручающая. Посетители шоурумов Made.com в Берлине подтверждают, что количество покупателей сейчас минимально, хотя эта компания еще старается держать свой уровень, который всегда считался одним из высоких.
Многие российские бренды брали пример в работе с клиентами и в дизайне своей продукции именно с Made.com. Отражается кризис и на поведении продавцов — они неотрывно следуют за немногочисленными посетителями в надежде на продажу.
![]() Фото: 66.ru от партнеров |
---|
Что же такого глобального случилось, что даже самые мощные мебельщики еле держатся на плаву? Аналитики приводят общие для всех западных компаний причины кризиса.
Во-первых, в мебельной отрасли глобальных изменений не было более 50 лет. Последним реформатором стала компания IKEA, которая построила свой бизнес на продаже функциональной мебели по низким ценам в огромных магазинах, расположенных за пределами города. Нин Ли, создавший Made.com, тоже предложил инновационное решение — продажу мебели через интернет.
В шоурумах компании был представлен самый минимум, а основные отгрузки совершались напрямую с фабрик по предварительным заказам в онлайн-магазинах. Это позволяло существенно экономить на логистике, направляя деньги на создание более дорогой (по сравнению с IKEA) дизайнерской продукции.
Еще одной компанией, в основе развития которой лежит интернет-торговля мебелью, стала германская фирма Home24, которая за счет средств венчурных инвесторов построила в Германии два логистических центра, откуда мебель, заказанная в интернет-магазинах, развозилась почти по всей Европе.
Надо сказать, что в период пандемии такой вариант работы имел особый успех. В это время люди старались вложить свои средства в товары длительного пользования, одним из которых стала мебель. В это время на мебельном рынке произошел заметный скачок продаж, тем более что в некоторых странах из-за введенных ограничений другого способа покупки, кроме заказа мебели в интернете, не было.
Но с окончанием пандемии закончились и продажи. Люди уже обеспечили себя мебелью, поэтому спрос на нее резко упал. В сочетании с повышенной инфляцией и ростом цен на электричество это стало критическим фактором.
Те мебельные компании, которые использовали для развития займы и кредиты, тоже остались в минусе. Инвесторам необходимо подтверждение потенциала фирмы, в которую они вложились. Для этого нужно постоянно показывать рост, а ситуация с инфляцией, спад спроса и увеличение стоимости фрахта категорически не позволяли сделать это.
Следствием стали многочисленные кадровые перестановки — только за первую половину года в Made.com произошла смена генерального директора, финансового директора и еще нескольких топ-менеджеров.
Еще одной причиной кризиса стало то, что мебельные компании были слишком самонадеянны, когда решили, что теперь все покупки будут совершаться в их онлайн-магазинах. После пандемии покупатели вернулись в обычные магазины и шоурумы, которых у пострадавших компаний как раз и не было.
Например, мебельные офлайн-магазины Америки Home Depot и Lowe’s сейчас чувствуют себя достаточно уверенно. В качестве европейского примера можно привести мебельный ритейлер XXXLutz, который также продолжает свою активную деятельность и, более того, покупает компанию Home24.
И даже IKEA, с которой и пытались в первую очередь конкурировать стартаперы, продемонстрировала положительные результаты за год. Онлайн-продажи этой компании тоже упали (примерно на 10%), но IKEA и не считала их основным источником прибыли. Зато в офлайн-магазинах выручка возросла на 6%. Кроме того, открылись новые магазины в разных странах, а стоимость товара только увеличилась.
Российский мебельный рынок
В нашей стране мебельные компании пока ощущают не падение, а рост продаж. К примеру, за три квартала 2022 года объем продаж компании Hoff увеличился более чем на 40%. Другие фирмы также отмечают рост. В чем же причина такой разницы показателей?
Во-первых, российские мебельные компании ориентированы на офлайн-продажи и не делают ставки на онлайн-магазины. Доказанный факт: чем больше у компании офлайн-точек, тем лучше идут продажи. Это подтверждено практикой работы Wildberries, Ozon, ВсеИнструменты.ру, Аскона и другими фирмами.
Во-вторых, большинство производителей мебели расположены на территории нашей страны, то есть, на цену товара не влияет стоимость фрахта. При этом большая часть производителей в работе соблюдает принцип бережливого производства. Это значит, что на складах остается не более 7% от оборота.
Мебельные компании с собственным производством изготавливают мебель по индивидуальным заказам для конкретных покупателей (например, Рубикс), что сокращает срок производства и позволяет удовлетворить максимальное количество клиентов.
Перспективы
![]() Фото: 66.ru от партнеров |
---|
Не стоит забывать, что мебельный рынок напрямую зависит от строительной отрасли, которая сейчас переживает небывалый подъем. Новое жилье строится и вводится в эксплуатацию практически в каждом городе.
Правительство приняло государственную программу, где прописано сохранение высоких темпов и объемов строительства. Это означает, что население будет покупать новые дома и квартиры по льготным программам, а в эти квартиры, само собой, потребуется новая мебель. То есть, госплан позволит российским мебельным компаниям избежать кризиса, в котором сейчас находятся иностранные мебельщики.