Она содержит информацию о лицах, зарегистрированных в квартире или домовладении. У домовой книги есть определенный формат. Согласно ему, она состоит из: титульной страницы, листа со сведениями о правообладателях, информации о зарегистрированных гражданах по указанному адресу, карточки, содержащей записи о родстве (степени) с каждым прописанным гражданином.
Определенные изменения в законодательстве привели к тому, что домовой книги не стало. Сегодня информацию из нее предоставляют в форме справок (выписок).
Стандартная выписка
В стандартной выписке из домовой книги содержатся данные о собственниках и проживающих людях на данный момент. Так как документ включает в себя данные о регистрации, с его помощью можно подтвердить место проживания в следующих случаях:
- при оформлении нового паспорта;
- получении льготы или пособия;
- постановке на учет в военкомате;
- оформлении ребенка в школу и детский сад;
- при совершении некоторых других финансово важных операций.
Также выписка из домовой книги нужна и при оформлении сделок с недвижимостью:
- на этапе продажи или приобретения жилья;
- при получении его по наследству или в дар;
- во время проведения приватизации;
- при бракоразводном процессе (служит в качестве подтверждения подсудности дела определенному суду).
Расширенная выписка
Расширенная выписка из домовой книги называется еще архивной. Из нее можно узнать информацию обо всех лицах, которые проживают и проживали ранее в конкретном объекте недвижимости. Также в ней есть данные об иных лицах, претендующих на него. Необходима такая справка обычно при оформлении сделки купли-продажи. С ее помощью покупатель имеет возможность ознакомиться с историей владения, а также исключить возможных претендентов (например, членов семьи продавца) на интересующую недвижимость.
Где выдают документ
Как получить документ и где предоставляются такие услуги? Заявитель может выбрать наиболее удобный способ получения выписки. Кроме этого, необязательно идти за бумагой лично. С этой задачей, при условии ее перепоручения с заверением у нотариуса, успешно справится родственник или хороший знакомый.
Заказать можно в организациях, уполномоченных на предоставление такой услуги. Это МФЦ, управляющая компания, паспортный стол, сайт госуслуг.
Оформление и выдача осуществляются бесплатно. Если получение будет поручено другому лицу, оплатить нужно будет работу нотариуса, заверившего доверенность. Для предоставления выписок необходимо предоставить список определенных документов.
На получение имеют право: владельцы жилья, прописанные в нем граждане, а также юрлица.
Отказ (не имеет значения, стандартная или архивная выписка нужна) получают несовершеннолетние лица, граждане, не предоставившие полный перечень документов, не собственники жилья без доверенности.