Колеса вместе с элементами подвески автомобиля отвечают за маневренность и управляемость. Следовательно, правильная геометрия ходовой части необходима для правильной работы системы в целом. Отклонение от норм негативно скажется на управляемости, а так же ускорит неравномерный износ резины.
Геометрия подвески — это совокупность параметров отдельных элементов, определяющих положение колеса по отношению к дорожному покрытию (пятно контакта) и обеспечивающих правильное сцепление шины с дорожным покрытием.
При выполнении маневров или движении по прямой, подвеска должна обеспечивать оптимальную плоскость сцепления резины с дорожным полотном. Основными параметрами для настройки колес автомобиля являются угол наклона.
Силы, действующие между шинами и землей, то есть положение колес по отношению к поверхности дороги, зависят от настроек элементов подвески. Именно по этой причине постоянное прохождение развала схождения носит рекомендательный характер.
Правильная настройка снижает износ и повреждения шин, а также повышает комфорт и точность вождения. Чтобы обеспечить наилучшие ходовые качества, геометрия автомобиля представляет собой компромисс между сцеплением с дорогой при движении по прямой и в поворотах. По этой причине допустимые нормы определяются таким образом, чтобы плоскости вращения автошин были параллельны оси транспортного средства, а силы, действующие на дугу, не снижали оптимальное сцепление с поверхностью дороги.
Признаки неправильной геометрии ходовой
Правильная регулировка подвески обеспечивает управляемость автомобиля и сохранение траектории, поэтому любые неточности могут привести к различным механическим неполадкам. Самый частый признак неправильной геометрии — боковой снос (постоянное подруливание), а также скрип при прохождении поворотов на малых скоростях. В некоторых случаях рулевое колесо не возвращается в нейтральное положение при повороте, или автомобиль все еще движется прямо при повороте рулевой шины.
Если описанные симптомы могут быть замечены водителем во время движения, небольшие изменения в системе подвески могут остаться незамеченными и произойти только через определенное время.
Размер колес
Немаловажным фактором также является высота профиля, при низком профиле подвеска геометрии может немного изменятся, особенно при прохождении поворотов. Условно, размер резины 185/65 R14 и взаимозаменяемый аналог с большим диаметром 195/55 R15 имеют разные площади пятна контакта и высоту профиля.
Неправильное распределение нагрузки является одним из основных факторов, вызывающих износ и повреждение шин. Продолжительное использование транспортного средства с неправильной настройкой или работой ходовой системы вызывают преждевременные износы шин и других элементов рулевого механизма. Кроме того, у автомобиля будет более высокое сопротивление качению, что создаст дополнительную нагрузку на двигатель и приведет к увеличению расхода топлива.
Причины потери геометрии подвески
Независимо от оси различают две основные причины:
- Повреждение, например, когда колесо на высокой скорости наезжает на препятствие или входит в яму. Поэтому при появлении признаков отклонения от допустимых норм следует посетить специализированную мастерскую.
- Эксплуатационный износ рулевого механизма или деталей ходовой части. В этом случае рекомендуется проверить состояние ходовой автомобиля после замены следующих деталей: рулевые тяги, рычаги, ступичные подшипники, шарниры привода.
Профилактический осмотр состояния подвески и возможную корректировку следует проводить не реже одного раза в год. Хорошее время для этого — сезонно менять шины. Регулировка геометрии автошины выполняется путем измерения углов установки колес и сравнения их с технической спецификацией, предоставленной производителем транспортного средства.
Советы и рекомендации
Если автомобиль не повторяет рулевых движений или самостоятельно поворачивает вбок при движении по прямой, это может указывать на проблемы;
- наиболее частая причина потери геометрии ходовой части — преодоление препятствия на высокой скорости или замена изношенных элементов транспортного средства;
- рекомендуется проверять состояние подвески при сезонной замене шин.