Менеджером маркетплейсов называют человека, который организовывает, контролирует, отвечает за процесс продажи товаров и услуг на торговой площадке. Обзор 10+ курсов для менеджеров маркетплейсов можно найти на сайте RomanSementsov.ru. Еще менеджеров маркетплейса сравнивают с дирижером оркестра. Именно от данного специалиста зависит количество продаж. Принцип работы с разными маркетплейсами может кардинально отличаться, что существенно усложняет работу менеджера.
Отличаются маркетплейсы не только способом оплаты и посетителями, но и требованиям к хранению товара. Некоторые оснащены собственным складом, а другие только играют роль посредника между продавцом и покупателем, обязуя продавца хранить товар на своих складских помещениях. Менеджеру необходимо постоянно анализировать не только ситуацию на рынке, но и репутацию самого маркетплейса, потому что негатив может оставить свой след на репутации продаваемых услуг и товаров. Основными задачами таких менеджеров является:
- проведение регистрационных мероприятий на платформе маркетплейса с учетом специфики работы продавца;
- анализ рынка, предложений конкурентов, цен и спроса на предлагаемый товар;
- наполнение информацией (фото и описание продаваемой продукции) личной страницы продавца на маркетплейсе;
- контроль и формирование цены с учетом скидок и акционных предложений;
- контроль наличия товара и пополнение его запасов;
- оформление заказов и покупок, составление соответствующей документации;
- контроль логистической сферы, отправка покупок;
- ответы на задаваемые вопросы и комментарии;
- анализ продаж, расчет оборота и подготовка отчетности;
- реклама и продвижение товара.
Как мы видим, работа менеджера маркетплейсов довольно сложная, требующая постоянного внимания, готовности действовать. Возникает вопрос о том, сколько зарабатывает данный специалист? Все зависит от уровня самого менеджера, опыта, объема роботы, количества и качество выполняемой задач. На сайтах вакансий зарплата опытного менеджера стартует в среднем от 700$ до 3000$. К высокооплачиваемым менеджерам более серьезные требования. Специалисты должны знать основные правила маркетинга, не только понимать основы того, как работают продажи онлайн, но и уметь анализировать ситуацию на рынке, правильно формировать ценовую политику, учитывая акции и распродажи.
Разбираться в видах и основах работы разных маркетплейсов, правильно организовывать работу для разных типов платформ В2В, В2С и С2С. Немаловажно иметь основы знаний и практические навыки работы с документооборотом и отчетностью, поскольку в обязанности менеджера входит много бумажной работы. Необходимо владеть навыками работы в графических редакторах, разбираться в копирайтинге, дизайне, освоить SMM, SEO, SERM, ORM и таргетинг.
Обучиться данной профессии самостоятельно довольно сложно. В вузах страны такая специальность отсутствует. Можно, конечно, обратиться к сети интернет и найти некоторую информацию, самостоятельно отработать ее. Однако лучшим и правильным вариантом будет поиск подходящих онлайн-курсов. При выборе курса важно обратить внимание на преподавателей. Они должны быть практикующими маркетологами, а не просто теоретиками. Продолжительность таких курсов должна быть достаточно долгой, ведь за две-три недели невозможно научиться и отработать навыки на практике. Практика и поддержка преподавателей тоже очень важна. Поскольку необходимо попробовать самостоятельно выполнить задания, а также задавать вопросы на непонятные моменты, получать грамотные ответы с практической демонстрацией.