Двукратный обладатель Кубка Стэнли в составе Detroit Red Wings четыре года подряд, приезжая в родной Екатеринбург, организует для юных хоккеистов краткосрочный тренировочный лагерь.
— У нас работают американские, канадские и один шведский тренеры. Я больше верю в западную систему, поскольку тренировки проходят интенсивнее, дети больше прибавляют в мастерстве. Подход этих тренеров, атмосфера в раздевалке и на льду очень меняют мой взгляд на хоккей. Представляю, что было бы со мной, если бы такое было в моем детстве. Конечно, этот лагерь идет всего пять дней, но даже за это время можно заложить правильное понимание хоккея.
Лично мне очень интересно смотреть, как относятся к нашим детям иностранные тренеры, как они с ними работают. Быть может, нам и нужен был кнут, но все-таки детям надо давать и пряник. Я рад, что у меня есть возможность учиться тренерской работе здесь, на практике.
Фото: 66.RU |
---|
Павел на равных с молодыми хоккеистами участвует в тренировках. На площадке все равны и нет звезд, говорит он. |
— Вы проводите уже четвертый год подряд такую школу. Наверняка многие дети участвуют в ней не в первый раз. Вы видите их прогресс?
— Конечно, они становятся лучше, растут год от года. Самое главное, что у них есть желание, они целый год ждут нашего лагеря. Для нас это большой комплимент, это дорогого стоит. У нас нет никакого отбора. Просто — кто успел записаться. Есть очень перспективные ребята, с неплохими шансами добраться до вершины пирамиды КХЛ или НХЛ.
Я бы был очень рад, если бы такие лагеря создавались по всей стране. Раньше советская школа была лучшей в мире, и тогда американские тренеры не стеснялись использовать наши наработки. Теперь же все выровнялось, но мы стесняемся пользоваться преимуществами североамериканской школы. Мы считаем, что наша школа лучше, а потому не можем брать чужие наработки. Многие тренеры не хотят учиться, поскольку думают, что раз раньше выигрывали, то и теперь так будет. А хоккей изменился.
— Вы очень много говорили о том, что вы не тренер, вам надо этому учиться. Я так понял, что есть большие тренерские амбиции?
— Наоборот, мне бы не очень хотелось быть тренером. Я, конечно, прекрасно понимаю, что на 100% ассоциируюсь со спортом, но я пока не готов работать тренером, нет у меня большого желания заниматься этим. Вот такие короткие тренировки с детьми мне интересны, но не более того.
Фото: 66.RU |
---|
Несмотря на годы, проведенные в США, к Павлу так и не приклеилась американская улыбка. |
— Сколько времени вы себе отводите в профессиональном спорте? Вам недавно исполнилось 33, а, скажем,
— Сколько Бог даст — столько и буду играть. Я могу сейчас назвать любую цифру, но как получится в реальности — никто не знает.
— Можно воспринимать эту летнюю школу как некий плацдарм для возвращения в Россию не только в качестве легендарного хоккеиста, но и как человека, который занимается социально значимыми проектами?
— Так, наверное, и будет, я вернусь на Родину. Надеюсь, что наша школа разрастется, но это не значит, что буду тренером в ней. У меня есть цель — взять все то лучшее, что есть в российской и канадской школах, и сделать некий гибрид. Вижу себя в будущем в качестве менеджера, продюсера новых игроков — буду организовывать работу школы, но я не буду ее директором. Моя задача — привлекать детей, чтобы они были здоровы, чтобы они хотели играть в хоккей и достигали успеха.
— Что вы думаете о перспективах российской сборной на Олимпиаде в Сочи?
— Понятно, что мы хотим победить и приложим все усилия, чтобы достичь этого, тем более, что это будет домашняя олимпиада. Но все-таки мы должны думать не только об этих играх, но и смотреть дальше. Нам надо выращивать новое поколение спортсменов, использовать новый подход к детям. Они нам будут завоевывать награды и доставлять удовольствие. Я смотрю, как в Штатах к этому относятся. Они видят костяк команды, которая поедет на Олимпиаду через четыре года. У нас не хватает классных спортсменов, из которых можно выбрать. Те же канадцы могут создать две равноценные команды, а у нас такого нет.
Мастера не появятся из ниоткуда. Вспомните, раньше практически в каждом дворе стояла хоккейная коробка, теперь — парковка. Я сам начинал играть на такой вот дворовой площадке, там у меня появился интерес к хоккею. С чего сегодняшние пацаны примут решение идти в хоккейную секцию и становиться чемпионами, если у них нет простой возможности взять в руки клюшку.
Фото: 66.RU |
---|
Российские тренеры живут прошлым и не желают перенимать опыт западных коллег. |
— При каких условиях вы готовы принять предложение российской команды?
— При каких? Для начала меня должны пригласить. Но сейчас меня звать бесполезно, так как я хочу играть в лучшей лиге мира, прогрессировать, пока меня не выгонят из нее. Хочу двигаться вперед.
— Когда закончится семилетний контракт с Detroit Red Wings, вы будете стараться его продлить или станете искать работу в России?
— Я буду продлевать контракт. Понимаете, я всегда стремился играть с НХЛ, с лучшими хоккеистами в мире. Это была моя мечта. Жизнь хоккейная коротка, и она уже подходит к концу, а потому надо прожить ее весело и с удовольствием.
— В списке самых богатых спортсменов российского «Форбс» ваш рейтинг год от года только растет: вы перескакиваете через пять, шесть, восемь ступеней. Интересно, спортсмены друг с другом деньгами меряются?
— Такого нет. У меня нет таких друзей, которые бы хвастались своим состоянием. Может, я и в этом счастливый человек.
— Вы инвестор? Куда-то вкладываете свои гонорары?
— Вы не из ФСБ?
— Нет, я журналист.
— А вопросы задаете, как будто из ФСБ.
— Ну, ФСБ, насколько я понимаю, немного другие вопросы задает.
— Ладно, отвечу так: я пока себя инвестором не считаю. Но стремлюсь им стать, хочу грамотно распорядиться своими деньгами.
— Почему вы, имея возможность проводить свой отпуск в любой точке мира, каждый год приезжаете в Екатеринбург?
— Во-первых, для меня это родина, тут я могу пообщаться с друзьями, родственниками. Признаюсь, что я тут заряжаюсь уральской природой, посещаю любимые места, где я рос. Мне тут комфортно, уютно, и я здесь отдыхаю.
Фото: 66.RU |
---|
Хоккейные успехи никак не сказались на поведении Павла — он скромен, даже застенчив, у него суровый юмор и классический уральский выговор. |
— Как вы проводите свободное время в Екатеринбурге?
— Его не так много, как кажется на первый взгляд. Буду встречаться с друзьями, играть в футбол с хоккеистами из других городов, посещать театры. Не так давно посмотрел «Екатерину Великую» и «Мертвые души» в Музкомедии, ходил на творческий вечер Гармаша. Было очень интересно, как один актер общается с залом, как он заставлял почувствовать, что он свой.
— Вы столько времени прожили на Западе, однако на фоне тех же трененров НХЛ, которых пригласили в школу, вы выглядите как минимум мрачным. Не приклеивается к вам американская улыбка?
— В нас железо вкалывали с детства. Раньше ведь нельзя было улыбаться.
— Но сейчас это часть вашей работы. Хоккей — по большому счету шоу-бизнес, и американцы любят, когда им улыбаются, как минимум на пресс-конференциях.
— К счастью, на таких мероприятиях я бываю редко, все больше на льду и в маске.
— Вы четырехкратный обладатель Кубка Леди Бинг Трофи, трофея, ежегодно присуждаемого игроку, продемонстрировавшему образец честной спортивной борьбы и джентльменского поведения в сочетании с высоким игровым мастерством. Вместе с тем, в интернете прошла информация, что сейчас вы начали заниматься боксом. Тренируетесь для «ледовых побоищ»?
— Я не могу сказать, что серьезно занимаюсь боксом. Так, время от времени, груша или спарринг. В общем, поведение свое на льду я менять не собираюсь.
— Как представитель интернет-СМИ не могу не спросить о том, как вы пользуетесь интернетом?
— Интернет отнимает много времени, это своего рода наркотик. Вы же умеете продавать свой продукт, новости, они затягивают, серьезно затягивают. Поэтому я решил, что буду держаться от всего этого подальше. Я практически не читаю там новости, а только проверяю почту. Для меня лучше почитать книгу, люблю держать в руках бумажное издание.