Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России ввели Fan ID, и ФК «Урал» сразу потерял тысячи зрителей. Просто сравните цифры

29 июля 2022, 16:40
В России ввели Fan ID, и ФК «Урал» сразу потерял тысячи зрителей. Просто сравните цифры
Фото: пресс-служба ФК «Урал» для 66.RU
В былые годы, до коронавирусных ограничений и появления карт болельщика, на «Екатеринбург Арену» приходили, как правило, более 10 тыс. человек. Сегодня соберется в лучшем случае пять тысяч.

В пятницу, 29 июля, в Екатеринбурге пройдет первый в России футбольный матч, на котором будет задействована карта болельщика (Fan ID). В третьем туре Российской премьер-лиги (РПЛ) встретятся «Урал» и «Краснодар».

Теперь, чтобы попасть на матч, любители футбола должны сначала оформить цифровую карту болельщика с помощью портала «Госуслуги», а затем подтвердить свою личность через МФЦ. По последним данным, в Свердловской области карты болельщиков оформили 11,4 тыс. человек. Возле стадиона сегодня работает временный центр оформления Fan ID.

Тем не менее в ФК «Урал» констатировали, что внедрение новой системы негативно сказалось на посещаемости.

Павел Завьялов, пресс-секретарь ФК «Урал»:

— Продажи идут меньше, чем было без карт болельщиков. Насколько глобально — пока мы сказать не можем.

Во втором часу дня 29 июля было продано четыре с небольшим тысячи билетов и абонементов. «В день матча покупается приличное количество билетов. Ждем, что будет около пяти тысяч болельщиков», — заявил 66.RU Завьялов. Что касается краснодарских болельщиков, то их будет около 30 человек, то есть несущественное для общей картины количество.

В «Урале» предположили, что пониженный интерес может быть вызван:

  • плохими результатами команды в первых двух выездных матчах нового сезона (поражения 0:3 от «Оренбурга» и 0:2 от ЦСКА);
  • сезоном отпусков и дач.

Но, будем честны, «Урал» и раньше не демонстрировал блестящих результатов на поле, да и предыдущие сезоны РПЛ после перехода в 2011 году на систему «осень-весна» начинались примерно в те же июльские даты. А вот болельщиков на трибунах было значительно больше нынешних пяти тысяч.

Сравним, например, с посещаемостью первых домашних матчей на «Екатеринбург Арене» (к ним, как правило, повышенный интерес) в 2019 и 2018 году, когда в стране еще не действовали коронавирусные ограничения, а стадион уже был открыт после реконструкции к чемпионату мира. По данным авторитетного портала Transfermarkt:

  • в 2018 году первый домашний матч «Урала» в сезоне против махачкалинского «Анжи» посетили 17 194 человека;
  • в 2019 году первый домашний матч «Урала» в сезоне против «Уфы» посетили 14 614 человек.

Также справедливо вспомнить посещаемость на домашних матчах «шмелей» против «Краснодара» в те годы:

  • 4 августа 2018 года — 20 326 зрителей;
  • 1 сентября 2019 года — 18 388 зрителей.

Популярность футбола в 2018-м и 2019-м можно объяснить эффектом от домашнего ЧМ-2018. Можно было бы предположить, что к 2022-му российские болельщики подостыли. Но нет. Смотрите, сколько людей приходило на «Екатеринбург Арену» этой весной, когда завершался предыдущий сезон РПЛ (коронавирусные ограничения уже не действовали):

  • 13 марта «Ахмат» — 3572 болельщика;
  • 19 марта «Химки» — 5273 болельщика;
  • 10 апреля «Крылья Советов» — 11 527 болельщиков;
  • 23 апреля «Уфа» — 10 172 болельщика;
  • 15 мая «Рубин» — 14 287 болельщиков.

Как видно, чем теплее становилось на улице, тем больше народу приходило на трибуны. Причем мы осознанно не взяли в эту подборку матч 7 мая против московского «Спартака». На него пришло 26 402 человека, но к этой «народной команде» в России традиционно повышенный интерес.

Таким образом, даже на игры «Урала» против так называемых «середняков» и «борющихся за выживание» этой весной практически всегда приходило больше людей, чем придет на сегодняшнюю игру с «Краснодаром». Причем разница в количестве зрителей — кратная.

Еще одна версия снижения числа зрителей — российский болельщик охладел к футболу на фоне ухода из наших клубов талантливых легионеров в связи со спецоперацией на Украине. Однако по подсчетам «Спорт-Эспресса», средняя посещаемость матчей РПЛ весной 2022 года — 11 675 человек. И в этом значении нет ничего аномального:

Система Fan ID представляет собой электронный документ для идентификации зрителя или посетителя соревнований для повышения безопасности. Законопроект, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным, вступил в силу с 1 июня 2022 года. С появлением Fan ID в законе вводится понятие «персонифицированная карта для посещения спортивного соревнования». На внедрение этой системы из бюджета выделили около 770 млн рублей.

По мнению разработчиков закона о Fan ID, система идентификации болельщиков должна обеспечить безопасность на стадионах и противодействовать противозаконным действиям на футбольных матчах.

В начале февраля болельщики екатеринбургского «Урала» высказались против введения паспорта болельщика в России. Как рассказали представители сообщества фанатов клуба, союз настоятельно рекомендовал бойкотировать эту систему и не голосовать на выборах различных уровней за депутатов Госдумы, которые проголосовали за принятие этого закона.

Первыми против Fan ID высказались фанаты «Зенита» и «Спартака». Позже к ним подключилось большинство фанатских объединений других клубов РПЛ. Болельщики считают, что это может изменить футбол в России, а система направлена не на повышение безопасности, а на ужесточение контроля за людьми.