Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Демарш западных брендов оголил рынок спорттоваров. Без формы и инвентаря остались любители и юниоры

13 мая 2022, 10:00
Демарш западных брендов оголил рынок спорттоваров. Без формы и инвентаря остались любители и юниоры
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Начинающие российские спортсмены и любители, а также их тренеры жалуются на проблемы с инвентарем и экипировкой. Популярные зарубежные поставщики приостанавливают работу на российском рынке, их менее именитые конкуренты повышают цены. Отечественный производитель пока не располагает достаточными мощностями, чтобы полностью обеспечить рынок.

Первым тему публично обозначил журналист, президент любительского футбольного клуба «Эгриси» Василий Уткин. «Я очень люблю своих парней, но, поскольку у них все неплохо устроено, они думают, что так будет всегда и независимо ни от чего. Вот сейчас в очередной раз обратил внимание, что разлетелись мячи. Думаю: ну как они не понимают, что нормальных мячей скоро не будет вообще? В четверг я проезжал мимо магазина Adidas, скупил там оставшиеся более-менее дешевые мячи — тем не менее получилось восемь мячей на 93 тысячи рублей», — рассказывал Уткин Sports.ru в начале апреля.

Примеру известного комментатора тогда последовали многие. В беседе с 66.RU сотрудники магазинов Adidas и Puma в Екатеринбурге отметили, что в дни перед закрытием фиксировали рекордную для весеннего сезона выручку. Покупатели спорттоваров запасались впрок: в одни руки уходило до трех одноразмерных пар обуви, гетр или вратарских перчаток. С еще большим рвением горожане осаждали «дисконты» трехполосного бренда в ТЦ «Кит» и ТЦ «Омега».

Схожий ажиотаж спровоцировало объявление о временном закрытии точек сети Decathlon. В заключительный день работы магазина на кассах выстроились очереди, хотя бренд пообещал не прекращать продажи через интернет.

«Примерно с конца нулевых Adidas был лучшим вариантом в соотношении цена-качество. В «Омеге» неубиваемые бутсы из кожи можно было забрать за четыре тысячи. Puma таких скидок не делала, но тоже вывозила по качеству. Decathlon — сильно попроще, зато в разы дешевле. Полный комплект на взрослого (форма, гетры, обувь) выходил максимум в три тысячи. Не знаю, кто сейчас оденет за такие деньги», — рассказал 66.RU тренер Александр Решетов.

Слова тренера подтверждают любители, полупрофессионалы и родители воспитанников уральских футбольных школ — «Заречье», «Урал», «Аякс», «УПИ» и др. В среднем рост расходов на импортные инвентарь и форму собеседники 66.RU оценивают в 40–50%.

До недавнего времени такие бренды, как Adidas, Puma и Nike, располагали эксклюзивными правами на ввоз в Россию собственных товаров. Механизм «параллельного импорта» позволит возобновить поставки таких марок, однако стоимость продукции непременно вырастет в связи с усложнением логистики, считают опрошенные 66.RU предприниматели. Ситуацией также могут воспользоваться недобросовестные поставщики. Контрафакт поступал на отечественный рынок и раньше (в марте таможенники арестовали и уничтожили 150 тыс. пар «брендовых» кроссовок), уследить за его распространением станет сложнее.

«В целом цены выросли примерно на 20–30%. Самое главное — дефицит таких брендов, как Nike и Adidas: их попросту не заказать. На то, что осталось, задрали цены минимум на 50%. Мы деятельность магазина приостановили: новую обувь нигде не купить, остатки распродали по акции. Сейчас занимаемся продажами формы, сшитой в Екатеринбурге», — рассказал директор магазина «Реджиста» Олег Ишин.

Российские производители способны восполнить дефицит формы и расходного инвентаря. Однако и они реагируют на конъюнктуру и повышают цены вслед за рынком. Также действуют зарубежные производители «второго эшелона» (Joma, Jako, Macron и др.). Последние, впрочем, ссылаются на проблемы с логистикой.

Острее стоит вопрос с обувью. Российские бутсы качественно уступают брендовым конкурентам, хотя сейчас и «шиповки», и «сороконожки», и «футзалки» местного производства продаются по тем ценам, по каким раньше покупателям были доступны их зарубежные аналоги. Достойных отечественных альтернатив пока не найти и импортным вратарским перчаткам.

«Если логистика не наладится, ближе к осени возникнут проблемы. Сейчас пока «выезжаем» на остатках старого. Инвентарь обычно закупается раз в несколько лет — конусы, фишки, сетки и пр. Он долгосрочный. А вот с обмундированием и экипировкой уже возникают сложности. Ценник на то, что осталось, вырос процентов на 50–70 минимум», — посетовал тренер системы «ВИЗ-Синара», попросивший не называть его имени.

Любители единоборств отмечают рост стоимости экипировки в районе 15%. Волейболисты и баскетболисты — на 20–30%. Странное исключение пока составляют только пловцы: хорошо знакомые им Arena и Speedo остаются на российском рынке и удерживают цены на прошлогоднем уровне.

Сложнее остальных приходится хоккеистам. Рост стоимости на импортные коньки, клюшки и защиту не превышает озвученных 30%, однако сказывается на бюджете спортсмена или его родителей гораздо острее, поскольку и докризисная цена полного комплекта такой экипировки нередко превышала 25 тыс. рублей.

«Весь эквип — это импорт. Только клюшка «Заряд». Коньки тоже импортные, хотя я знаю, что есть производитель в Ярославле: некоторые берут оттуда. Удивлен, что до сих пор не появился раскрученный российский бренд», — рассуждает один из игроков екатеринбургской любительской хоккейной лиги.

Профессионалам тоже приходится задумываться о смене технических спонсоров. Совещание по теме недавно провела РПЛ. Сотрудничество Премьер-лиге готовы предложить «Спортмастер» с брендом Demix, а также интернет-ретейлер Wildberries. Окончательное решение еще не принято. По всей видимости, функционеры клубов дожидаются, пока со своим будущим определятся хорошо зарекомендовавшие себя зарубежные партнеры.