Главный тренер екатеринбургского волейбольного клуба «Уралочка-НТМК» Николай Карполь поделился с журналистом Портала 66.ru своим мнением о допинговых скандалах в российском спорте. По словам заслуженного тренера России, проблема с применением запрещенных препаратов есть не только в отечественном, но и во всем мировом спорте, а главная причина нынешних скандалов в том, что международные спортивные организации и Олимпийский комитет дали слишком много прав частным антидопинговым компаниям, которые позволяют себе обвинять кого угодно. WADA (World Anti-Doping Agency) вдруг стало диктовать спортсменам, как жить, и произошла путаница, говорит Карполь.
— Взять тот же мельдоний, который был дешевым и доступным в России и СНГ и при этом не вредил здоровью спортсменов. Мы им не пользовались, но другие спортсмены его столько лет употребляли, и ничего не было. Та же Мария Шарапова — она принимала его 10 лет, и посмотрите — ее здоровье было крепким, а она уже лет 15 играет на самом высоком уровне! А теперь его вдруг запретили.
По словам Николая Васильевича, до сих пор нет четкого понятия, что является допингом, а что — нет. Об этом же заявляют и другие спортсмены, и политики, когда речь заходит о развернувшихся допинговых скандалах.
Карполь отмечает: сложилась такая ситуация, что практически все обезболивающие препараты признали запрещенными, и как в таком случае лечить травмы, без которых спорта не бывает, неизвестно. Или как быть, когда у спортсмена из-за перегрузок страдает сердечно-сосудистая система, развивается дистрофия миокарда (патологический процесс, в основе которого лежит поражение сердечной мышцы, возникающее вследствие метаболических и биохимических нарушений), а принимать восстановительные препараты нельзя?
— Вообще я считаю, что спортсмены должны сами отвечать за себя и свои действия, а то у нас в стране — нонсенс! — за пойманного на допинге спортсмена почему-то наказывают врачей и тренеров. Вы не поверите, но спортсмены — такие же люди, и когда заболевают — первым делом идут не к медикам, а в аптеку, занимаются самолечением, не зная, что употребляют запрещенные препараты, и не ставя в известность об этом своих врачей.
Напомним, что из-за докладов WADA российские легкоатлеты были дисквалифицированы и не допущены к участию в Олимпийских играх в Рио. В декабре 2016 г. директор агентства Ричард Макларен представил вторую часть своего расследования, где обвинил в употреблении допинга российских чемпионов и призеров Олимпиады в Сочи. Также он заявил, что в России есть государственная программа поддержки допинга.
Власти РФ неоднократно говорили, что слова Макларена не соответствуют действительности, а премьер-министр Дмитрий Медведев официально заявлял, что идет антироссийская кампания. «Нам намекали и раньше, что будут ее разворачивать на фоне внешнеполитических событий. Говорить о том, что в России есть госпрограмма допинга, — это смешно, это неправда», — отмечал он.
При этом есть и те, кто признает, что проблема допинга в российском спорте существует. Однако все винят в этом непрофессиональных врачей и нечестных тренеров, а не самих спортсменов. Так, биатлонист, двукратный олимпийский чемпион, ныне работающий в спортивном комитете Госдумы депутат Сергей Чепиков в разговоре с журналистом Портала 66.ru отмечал, что проблема такая есть и надо ужесточать наказание за применение запрещенных препаратов.
«Допинг-пробы необходимо брать на юношеских и юниорских первенствах — особенно у призеров сразу после соревнований. Потому что сейчас такой практики нет, и в погоне за победой юные спортсмены по рекомендации тех же тренеров и врачей употребляют какие-то запрещенные препараты, которые еще и на молодой, неокрепший организм плохо действуют», — говорил он, при этом также подчеркивая, что никакой государственной программы поддержки допинга в России нет.
Фото: скриншот документального фильма Юлии Киселевой «Воспитать чемпиона»