Комиссия по топонимике отложила вопрос об установке бюста Иосифа Сталина. Обращение в мэрию отправляло грузинское общество «Сакартвело», Центр Сталина и региональный «Интернациональный союз диаспор». Авторы инициативы предлагали несколько локаций, где можно разместить памятник: бульвар по улице Культуры (Уралмаш), площадь перед Окружным домом офицеров. Третий вариант — на частной территории около гостиницы «Мадрид».
Дискуссия началась в 14:00 и закончилась около 16:00. В итоге рассмотрение вопроса перенесли, а инициаторов попросили предложить другие места для размещения скульптуры. Глава грузинского общества «Сакартвело» и «Интернационального союза диаспор» Нукри Чавлеишвили назвал это решение «соломоновым» и предположил, что новое место подберут на следующей неделе.
Мнение за
Руководитель грузинского общества «Сакартвело» и «Интернационального союза диаспор» Нукри Чавлеишвили: «Инициатива полностью совпадает с курсом Владимира Путина»
![]() Фото: с личной страницы Нукри Чавлеишвили ВКонтакте |
|---|
— Мы выступили с этой инициативой, понимая всю меру ответственности. Мы знаем, что фигура Сталина вызывает неоднозначную реакцию, и именно это заставляет нас еще глубже изучать нашу историю, чтобы отделить мифы от фактов.
Но зачем мы это делаем? Мы убеждены, что городу и стране сегодня нужен символ:
- Символ Великой Победы, добытой беспримерным подвигом всего народа.
- Символ эпохи масштабных свершений, когда страна, поднявшись с колен, создавала мощнейшую промышленность и стала мировой державой.
- Символ железной воли и порядка — времени, когда дисциплина и труд на благо Родины были превыше всего.
Сегодня нам как никогда нужен пример Сталина-державника — человека несгибаемой воли, который был пропитан любовью к своей стране. Его образ должен напоминать нам о необходимости дать отпор коррупции и чиновникам, которые наживаются за счет народа. Объявить бой тем, кто желает России поражения. И в этом наша инициатива полностью совпадает с курсом нашего президента Владимира Путина на укрепление суверенитета и борьбу с внутренними угрозами.
Этот бюст — не просто памятник. Это знак. Знак того, что мы помним свою историю во всей ее сложности и готовы брать из нее лучшие уроки для строительства нашего завтра.
Решением комиссии мы довольны. Наша задача не обострять ситуацию, а найти компромисс.
Мнения против
Президент свердловской Ассоциации жертв политических репрессий Татьяна Знак: «Сталин — символ железной руки»
— Крайне отрицательно отношусь [к идее установить памятник Сталину]. Недавно в Чите обсуждали установку бюста, и там местный митрополит Димитрий (Елисеев) хорошо высказался на эту тему. Он напомнил, что преступления Сталина осудили сами же коммунисты в докладе на ХХ съезде КПСС. На него тогда возложили ответственность за массовый террор, и пока никто в этом плане его не реабилитировал. Сталин — символ железной руки. Те, кто хотят этой железной руки, они же потом и «получают» от этой железной руки.
Я не говорю, что вся ответственность исключительно на нем, у нас существует закон «О реабилитации жертв политических репрессий», где говорится, что это происходило еще с 1917 года. А то, что Сталину приписывают успехи в индустриализации, это тоже можно сказать — рабский труд под руководством 200 тыс. американских инженеров. Я считаю, что вопреки Сталину был побежден фашизм, а не благодаря.
Что касается уже установленных памятников в стране, например, Ленину и Сталину. Я тоже против того, чтобы их крушить. Возможно, можно создать какие-то уголки в парках, где будут давать полную картину советской истории. Например, размещать у таких памятников QR-коды, которые будут вести на такую полную объективную информацию.
Директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарев: «Это неоднозначная крупная политическая фигура»
![]() Фото: Ирина Гершина для 66.RU |
|---|
— Я выступал против установки бюста Сталину вообще в любой точке Екатеринбурга. Но, прежде всего, против локации на Уралмаше, потому что ко мне пришло письмо от рабочих этого района, которые против. Спросил, проводили ли авторы идеи согласование с жителями, рабочими Уралмаша, с компанией УГМК, которая сейчас застраивает часть этой территории. Четкого ответа на это не было. Сказали, что общаются с рабочими и, вроде, находят поддержку, но доказательств этому не представили. Вторая точка — Дом офицеров. Но там уже висит барельеф Сталина. На самом деле, это попытка реставрировать то, что там было, но и она не совсем удачная.
Сталин, безусловно, крупная политическая фигура в истории страны. Но она столь же и неоднозначная. Да, на комиссии говорили об индустриализации, о Великой Победе. Но так же остро встали вопросы и о цене той же самой индустриализации. Здесь речь, в том числе, идет и о репрессиях. Только по Свердловской области, согласно архивно-следственным делам, репрессировали 96 тыс. человек, в Екатеринбурге — почти 7 тыс. человек. А коллективизации подвергли более 70 тыс. человек. Это колоссальные цифры людей, которые так или иначе пострадали. Поэтому мы не должны забывать, какой ценой это все происходило.
Вопрос точно нуждается в более детальном обсуждении и, может быть, проведении соцопросов. И, наверное, он нуждается в том, чтобы его обсуждали, допустим, даже на уровне руководства Свердловской области. Потому что это вопрос, который до сих пор вызывает много разных споров.
И еще один момент. На самом деле идея установки тех или иных памятников встречает меньше всего возражений, когда личность связана с историей города: жил, учился или работал здесь. В случае со Сталиным этого не было. Он даже никогда не бывал в Екатеринбурге.
Неопределившиеся
Депутат гордумы Александр Колесников: «Если и ставить, то только у Дома офицеров»
![]() Фото: 66.RU |
|---|
Четкой позиции за или против в разговоре с корреспондентом 66.RU не высказал депутат гордумы Александр Колесников. Он считает, что если и устанавливать памятник, то только у Дома офицеров.
«Потому что Сталин был верховным главнокомандующим. Другие локации, тот же бульвар Культуры на Уралмаше, не подходят», — объяснил он свою позицию.
Депутат гордумы Дмитрий Сергин: «Уважаю мнение всех сторон»
![]() Фото: с личной страницы Дмитрия Сергина ВКонтакте |
|---|
— К счастью, в семьях моих родителей репрессированных не было, а вот у моей супруги были. Поэтому накануне страсти кипели и у меня дома. Уважаю мнение всех сторон, и благодарю, что высказались по этому поводу. Считаю, что абсолютно точно, чего нам не надо в данный момент, так это противостояния в обществе. Видимо сейчас не время.
Текст: Дарья Александрович, Анна Митчина



