Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как судили за оскорбление веры в царской России. История «известного богохульника» крестьянина Железкова

Сегодня, 15:00
Как судили за оскорбление веры в царской России. История «известного богохульника» крестьянина Железкова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
На Урале не раз выносили приговоры по статье об оскорблении чувств верующих — от Руслана Соколовского, ловившего покемонов в Храме на Крови, до организатора вечеринок Станислава Словиковского, которому назначили обязательные работы за публикации в телеграм-канале. В царской России за такое тоже судили. Причем, несмотря на гораздо более сильные позиции Церкви, приговоры далеко не всегда оказывались обвинительными. Одну из таких историй в Государственном архиве Свердловской области нашла журналист 66.RU Мария Шараева.

Уголовная статья об оскорблении чувств верующих (ст. 148 УК РФ) действует в России с 2013 года. В мае 2017 года известного блогера Руслана Соколовского приговорили к 3,5 годам условного заключения. В середине августа организатору вечеринок Станиславу Словиковскому назначили 200 часов обязательных работ. По таким делам чаще всего выносят обвинительные приговоры.

Прецеденты с оскорблением чувств верующих, конечно, случались и в царской России. Так, 7 июня 1908 года в поселке Верхняя Баранча (Пермская губерния, ныне территория Свердловской области) работники Баранчинского железоделательного завода отдыхали после трудового дня. К ним подошла богомолка, направлявшаяся в Верхотурье, и попросила о ночлеге.

Как судили за оскорбление веры в царской России. История «известного богохульника» крестьянина Железкова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Один из работников завода, Николай Железков, начал расспрашивать странницу, куда она держит путь. Она рассказала, что идет помолиться праведному Симеону Верхотурскому Чудотворцу, чьи мощи находятся в Свято-Николаевском монастыре.

Симеона Верхотурского почитали как небесного покровителя уральской земли. Он прославился молитвами, которые приносили исцеление, утешение душам и избавление от нечистых духов. В 1903 году Русская православная церковь канонизировала его как святого. Паломники со всего Урала и Сибири стекались к его мощам.

Но Николай Железков, «известный богохульник и богоотступник», начал хулить праведника «скверными словами». Он сказал богомолке, что она идет к мощам, которые «лежат в земле так, что виден лишь один половой член, к которому она будет прикладываться». Затем крестьянин предложил женщине пойти с ним в баню, где пообещал показать ей «живые мощи», к которым можно приложиться.

Как судили за оскорбление веры в царской России. История «известного богохульника» крестьянина Железкова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

«Все остальные указали, что все это происходило на улице, и удивлялись, видя, как странницы и странники пошли в одну и ту же баню», — следует из архивных документов.

О случившемся вскоре узнал священник Иоанно-Богословской церкви Александр Тимофеев. Он направил донос главе Пермской губернии с просьбой возбудить дело об оскорблении святых мощей и передать его на рассмотрение в Екатеринбургский окружной суд. Священник предположил, что Николай Железков и его сторонники принадлежат к еретической секте.

По его словам, у Железкова и его соратников имелось «много прокламации и нелегальной литературы», которую они получили от Леонида Ставровского — священника Николаевской тюрьмы, расположенной на Украине. Железкова и других участников предполагаемой секты он назвал «антикрестами и субботниками».

Донос Александра Тимофеева приняли и попытались дать делу ход. Однако показания свидетелей не подтвердили, что Николай Железков оскорблял святые мощи. Следователи пришли к выводу, что «слова, сказанные Железковым страннице, имеют характер неприличной шутки и направлены против самой странницы. Они не имеют никакого отношения к Симеону Праведному, мощи которого лежат не в земле».

Следствие прекратило уголовное преследование Николая Железкова, поскольку не выявило состава преступления. Свидетели также не усмотрели в его словах оскорбления святых мощей.

Как судили за оскорбление веры в царской России. История «известного богохульника» крестьянина Железкова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Материал подготовили при поддержке Государственного архива Свердловской области.