По пессимистическому сценарию до 2030 года российская гражданская авиация может потерять 339 лайнеров (109 иностранных самолетов, которые не отремонтировать, и 230 отечественных) и 200 вертолетов (из них190 — советского и российского производства). Об этом на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике предупредил глава Росавиации Дмитрий Ядров.
По состоянию на 6 октября парк 76 авиакомпаний, отвечающих за 99% всех перевозок, насчитывает 1135 воздушных судов, передает «Парламентская газета». Из них 47 уже не эксплуатируют из-за различных неисправностей и сложностей с ремонтом, который невозможно провести из-за отказа от сотрудничества иностранных производителей.
Для решения проблемы Росавиация запустила комплексную программу развития авиации, рассчитанную на пять лет. Меры:
- Сертифицируют организации разработчиков. В списке уже 36 организаций. Росавиация продлила ресурс российско-французского двигателя SaM146, который стоит на «Суперджетах». Это позволит эксплуатировать такие самолеты до 2028 — 2029 годов.
- Совершенствуют законодательную базу. Внесли изменения в Воздушный кодекс, позволяющие одобрять компоненты-аналоги. Это позволит отечественным компаниям оперативно выходить на рынок запчастей.
- Продлевают сроки службы Sukhoi Superjet 100 (SJ-100), Як-40, Ан-24, Ан-26.
Исполнительный директор «АвиаПорта» Олег Пантелеев учтонил, что в 2022 году авиакомпании давали весьма пессимистические оценки выбытия парка, не имея полного представления о возможных сценариях преодоления санкций. План поставок отечественных самолетов в 2022 году составляли при гораздо более высокой степени неопределенности, указывает эксперт.
«Тогда никто не ожидал, что программа, например, сертификации двигателя ПД-8 [для SJ-100] столкнется с трудностями и сроки испытаний придется подкорректировать», — цитирует его «Коммерсант».
Сегодня программа находится в более продвинутой стадии и возможности прогнозирования улучшились, добавил он. Но, утверждает Пантелеев, есть два очевидных фактора, определяющих объем поставок: зависимость авиапрома от бюджетного финансирования и сроки окончания военных действий, что высвободит мощности производителей.
- В июне 2024 года Росавиация перестала публиковать информацию об авиапарке и точном количестве самолетов и вертолетов. Тогда решение объяснили оптимизацией информации. В октябре 2023 года авиапарк насчитывал 2228 воздушных судов, а среди эксплуатантов числилось 116 авиакомпаний.
- Субсидии по программе развития авиапрома на 2025 год сократят на 1,83 млрд рублей (до 37,63 млрд рублей). Исполнение на 1 сентября составило 36,28 млрд рублей. Субсидию на 2026 год по сравнению с предыдущей версией бюджета сократили почти в 1,9 раза (до 34,69 млрд рублей). В 2027 году на эти цели планируют выделить 37,77 млрд рублей, в 2028 году — 72,8 млрд рублей.