Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Не нагугли себе штраф. Как будет работать закон о запрете поиска экстремистских материалов в интернете

21 июля 2025, 13:51
Не нагугли себе штраф. Как будет работать закон о запрете поиска экстремистских материалов в интернете
Фото: Сергей Логинов, 66.RU
Госдума вводит новое наказание, но не очень ясно, как это будет работать. Екатерина Мизулина, например, резко против и считает, что людей начнут штрафовать за безобидные запросы в поисковике. Но все не совсем так. Рассказываем, как на самом деле устроена система штрафов за историю браузера, что теперь нельзя гуглить и сколько придется заплатить, если все-таки нагуглили.

Суть изменений

Госдума вносит поправки в статью КоАП ст. 13.53 «Поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним». Соавтором выступил сенатор Артем Шейкин. По его словам, нововведение в первую очередь направлено на провайдеров и операторов связи. Законопроект создается не столько для массового отслеживания пользователей, сколько для усиления контроля за инфраструктурой доступа.

За умышленный поиск экстремистских материалов теперь будут штрафовать. За первое нарушение предусмотрен штраф от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, за рекламу средств обхода блокировок — от 50 до 500 тыс. Для должностных и юридических лиц санкции значительно строже, до 500 тыс. рублей.

Закон еще не вступил в силу. Поправки в закон депутаты Госдумы приняли в первом чтении. Им еще предстоит пройти второе и третье. После этого закон отправят на подписание президенту. Он же устанавливает дату, когда закон вступает в силу. Это может произойти сразу после подписания или через время. Например, через год. И только после этого пользователей начнут штрафовать.

Оштрафуют ли за лайки в Instagram* и поиск книг Акунина**

По словам автора нововведения, сенатора Артема Шейкина, под запрет попадут лишь материалы из официального реестра Минюста, а случайные переходы не будут считаться правонарушением — наказание грозит только при намеренном поиске и получении доступа.

В федеральном списке экстремистских материалов, который ведет Минюст, 5473 записи. В нем не только текстовые публикации, но и видео- и аудиопроизведения.

Глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина призвала приостановить принятие документа и провести общественное обсуждение. Она опасается, что закон затронет около 30% деятельности ее организации, включая случаи мониторинга экстремистского контента и подачи жалоб — теперь это может оказаться под запретом.

Кроме этого, в самом списке экстремистских материалов есть тексты с такими названиями: «Основы ислама», «Завещание», «Путь к вере», «Я русский». Мизулина задается вопросом: как понять, что человек искал именно экстремистский материал, а не просто информацию о религии или клип Шамана?

Юристы объясняют, что доступ к материалам из списка заблокирован. Все остальные материалы, включая даже контент иноагентов и прочих лиц, искать можно — это легально. Кроме того, сам факт поиска не является наказуемым без получения доступа к экстремистским материалам, отметил в своем телеграм-канале юрист Илья Ремесло.

Произведений Бориса Акунина** в перечне нет. За лайки в заблокированных соцсетях наказания тоже не будет. Но ставить реакции на материалы из списка все-таки не стоит. Юристы отмечают, что есть риск необоснованных штрафов. Доказать умысел будет непросто, а список запрещенного контента содержит тысячи наименований, что создает правовую неопределенность.

«Пока непонятно, в каких случаях будут налагать штраф, поэтому необходимо дождаться судебной практики. Прямого наказания только за ввод поискового запроса в действующем законодательстве нет. Однако поиск может привести к посещению сайта с экстремистскими материалами, что может фиксироваться. Поиск может стать частью уликовой цепи, если вас подозревают в распространении или хранении», — сказал директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров журналу Forbes.

Зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Ткачев объяснил РБК, что сам факт обхода блокировок может считаться преднамеренным поиском «экстремистского» контента.

* Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена

** внесен в список иноагентов, террористов и экстремистов