Летчики испытали двигатель ВК-800, разработанный на Уральском заводе гражданской авиации. Его установили на самолет Як-40, переделанный в летающую лабораторию.
Полет прошел штатно. Двигатель устойчиво работал на всех этапах — от руления до посадки. По данным СибНИА им. С. А. Чаплыгина, испытательный рейс длился 934 секунды. Самолет развивал скорость до 340 км/ч на высоте до 700 метров.
Инженеры оценивали технические характеристики двигателя в разных режимах и подтвердили стабильную работу всех систем. Итоги оформят в заключении и на их основе определят сроки следующих испытаний.
Двигатель ВК-800 — российская разработка с центробежным компрессором, противоточной камерой сгорания и двумя ступенями свободной турбины. Он будет стоять на самолетах «Байкал», учебно-тренировочных самолетах УТС-800, российско-белорусских региональных самолетах ЛМС-192 «Освей» и на L-410.
- Разработку легкомоторного самолета ЛМС‑901 «Байкал» начали на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в 2019 году. Изначально планировали запустить серийное производство в 2024-м, а первые поставки — в 2025 году. Однако сроки неоднократно переносили.
- Минпромторг в марте 2025 года заключил с УЗГА дополнительный контракт на 10,4 млрд рублей на доработку самолета. Эти средства направили на модернизацию самолета, двигателя ВК‑800СМ и воздушного винта АВ‑901. Работы рассчитаны до конца 2027 года.
- Позже вице‑премьер Юрий Трутнев заявлял, что работа зашла в тупик и «Байкала» не будет. В министерстве промышленности и финансов опровергли слухи о закрытии программы и подтвердили поддержку разработки по контракту.
- Денис Паслер пообещал завершить проект в срок — до конца 2026 года.
- В июне 2025 года УЗГА сменил главного конструктора «Байкала»: Александра Силина назначили вместо Вадима Демина. По словам инсайдеров, замена произошла на фоне затягивания сроков.