Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Екатеринбурге запускают новое производство трамваев. Инвестор добивался этого восемь лет

10 июля 2025, 13:43
В Екатеринбурге запускают новое производство трамваев. Инвестор добивался этого восемь лет
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Завод по производству городского электротранспорта открывает Группа «Синара». Объем инвестиций превысит 4 млрд рублей.

На «Иннопроме» врио губернатора Свердловской области Денис Паслер и глава холдинга Михаил Ходоровский подписали соглашение о развитии городского электротранспорта в Екатеринбурге. План — наладить в городе выпуск трамваев и обновить подвижной состав.

Суть проекта

Компания «Синара — Городской рельсовый транспорт» займется сборкой односекционных и трехсекционных моделей. Они подойдут под два типа колеи — 1524 мм (как в Екатеринбурге) и 1435 мм (как в Ростове-на-Дону). Максимальная скорость — 75 км/ч. Машины смогут проехать три километра без контактной сети.

Новая модель 71–233 — полностью отечественная. Внутри — 308 мест, 70 из них сидячие. Это в два раза больше, чем у старых чешских Tatra. Пол в вагоне низкий.

Производственный цех разместят на «Уралхиммаше». «Синара» обновляет третий корпус и готовится к монтажу оборудования. На площадке планируют собирать до 200 вагонов в год, сообщил 66.RU гендиректор «Синара — Городской рельсовый транспорт» Сергей Шунин.

В Екатеринбурге запускают новое производство трамваев. Инвестор добивался этого восемь лет
Фото: Антон Буценко, 66.RU

На проект выделят 1,2 млрд рублей из Фонда развития промышленности. ВТБ добавит еще 3,2 млрд. Программа создаст около 600 новых рабочих мест.

После выставки вагон начнут тестировать. Сертификацию запланировали на 2025 год, серийный выпуск — на 2026 год.

В Екатеринбурге запускают новое производство трамваев. Инвестор добивался этого восемь лет
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Путь в восемь лет

Планы открыть производство в Екатеринбурге появились восемь лет назад. Основная проблема была в том, что Екатеринбург не мог обеспечить стабильный спрос на трамваи из-за отсутствия финансирования, а также сформировать четкие условия реализации проекта.

В 2018 году генеральный директор Группы «Синара» Михаил Ходоровский, тогдашний губернатор Евгений Куйвашев и глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб подписали соглашение о развитии электротранспорта. Строить производство планировали в рамках государственно-частного партнерства. В 2019-м мэрия пообещала завершить концепцию и выбрать. Уже тогда Якоб подчеркивал, что без областного финансирования реализовать это будет невозможно.

В Екатеринбурге запускают новое производство трамваев. Инвестор добивался этого восемь лет
Фото: Антон Буценко, 66.RU

В 2021 году «Синара» собиралась запустить маршрут до Верхней Пышмы, но власти не предложили конкретных вариантов. В итоге линию построила группа «Мовиста Регионы» — на маршруте работают вагоны «Львенок» от Тверского вагоностроительного завода.

Михаил Ходоровский тогда говорил, что переговоров по Екатеринбургу компания не вела.

«Вечно заниматься дискуссиями и рассуждениями мы не можем — нужно получать результат. Были попытки, но результата нет. Если появятся предложения — вернемся к диалогу», — объяснял он.

Несмотря на это, «Синара» продолжала участвовать в транспортных проектах других городов. Он заключила концессии на модернизацию в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Челябинске и Таганроге.

Текущая ситуация с парком трамваев

По состоянию на июнь 2023 года в Екатеринбурге работают:

  • 317 трамваев Tatra T-3 (средний возраст — почти 41 год),
  • 70 Tatra T-3M (около 32 лет),
  • 68 вагонов «Спектр» от «Уралтрансмаша» (средний возраст — 13 лет).

Исполнительный директор Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Владимир Федоров назвал Екатеринбург разочарованием 2023 года. По его словам, город — это удивительное сочетание нового строительства и полной деградации транспортной системы.

«С одной стороны — ремзона, буквально чудом выживающая на голодном пайке без достаточного количества запасных частей. С другой — строительство новых линий, закупка нового подвижного состава. Но при этом — отсутствие финансирования на ремонт производственной базы и жуткий дефицит кадров. Так что если хотите увидеть, каким не должен быть транспорт в городе-миллионнике XXI века — добро пожаловать в Екатеринбург», — говорил Федоров.

Сдвиги начались только летом 2024 года. Тогда «Синара» и региональные власти договорились о сотрудничестве в сфере электротранспорта и объявили о запуске сборочного производства.

В Екатеринбурге запускают новое производство трамваев. Инвестор добивался этого восемь лет
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Усиление конкуренции среди производителей

Теперь в Екатеринбурге работают два завода, выпускающие трамваи: «Уралтрансмаш» (часть «Ростеха») и «Синара». Последнюю поставку трамваев Екатеринбургу «Уралтрансмаш» выполнил в 2018 году. Трехсекционный низкопольный вагон 71–418 представили в 2019 году, но тогда денег на его закупку в мэрии не нашли.

С конца 2024 года город стал получать деньги на обновление парка. Несмотря на это, Екатеринбург все еще отстает от Челябинска, Магнитогорска и Перми по числу новых вагонов, подсчитали аналитики Rollingstock.

Лидеры по закупке трамваев (2020–2024 годы), шт.:

  • Санкт-Петербург — 293;
  • Челябинск — 190;
  • Москва — 184;
  • Краснодар — 109;
  • Магнитогорск — 89;
  • Нижний Новгород — 76;
  • Пермь — 66;
  • Волгоград — 63;
  • Таганрог — 50;
  • Новосибирск — 45.

С ростом финансирования усилилась конкуренция. По жалобе «Уралтрансмаша» ФАС приостановила тендер на 15 трамваев. Завод утверждал, что условия ограничили круг поставщиков и дали преимущество одной модели — от «ПК Транспортных систем». При этом сам «Уралтрансмаш» в закупке не участвовал.

После разбирательства торги возобновили. Но даже тогда завод не подал заявку на участие в тендере. Победу одержал Усть-Катавский вагоностроительный завод, снизив цену контракта с 2,7 до 2,1 млрд рублей.

На «Иннопроме» УКВЗ представил пятисекционный вагон «80 лет Победы» (модель 71–665). Он прошел испытания, запуск в серию запланирован на 2026 год.

В Екатеринбурге запускают новое производство трамваев. Инвестор добивался этого восемь лет
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«ПК Транспортные системы» показали модель 71–952 на 400 пассажиров с автономным ходом до 15 км. Власти Свердловской области хотят сравнить и проанализировать обе модели, сообщил журналистам коммерческий директор «ПК ТС» Александр Мирошник.

В Екатеринбурге запускают новое производство трамваев. Инвестор добивался этого восемь лет
Фото: Антон Буценко, 66.RU

После этого возможно вернуться к вопросу их покупки. Полное обновление трамвайного состава в Екатеринбурге (более 450 вагонов) планируют завершить к 2030 году.