В Минпроторге напомнили, что 9 апреля 2025 года с Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА) заключили госконтракт «на выполнение опытно-конструкторских работ» по созданию самолета «Байкал». В рамках этого договора «изготовят новые и доработают существующие опытные образцы двигателя ВК-800СМ, воздушного винта АВ-901 и самолета «Байкал».
После этого проведут сертификационные работы и подготовят необходимую документацию для одобрения изменений в конструкции самолета.
Решение продолжать работы над «Байкалом» приняли после предварительных испытаний самолета. Тогда летчики-испытатели высказали несколько замечаний.
«При этом результаты изучения специалистами «Института имени Н.Е. Жуковского» отчетных материалов летных испытаний показывают достаточную устойчивость и управляемость самолета на большинстве режимов полета. Некоторые особенности поведения самолета на взлетно-посадочных режимах полета успешно устраняются путем доработки конструкции шасси, хвостового оперения и проводки управления в продольном канале. Эффективность выполненных доработок подтверждена», — говорится в официальном ответе Минпромторга на запрос 66.RU.
Вице-премьер — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев 14 мая заявил о прекращении работы над проектом самолета «Байкал».
«У нас велась работа по разработке малого самолета «Байкал», она на сегодняшний день зашла в тупик, то есть самолета «Байкал» у нас не ожидается. Сейчас выходить из ситуации придется ремоторизацией самолетов Ан-2», — цитирует чиновника «Интерфакс».
Это не первый раз, когда Минпромторг опровергает слова Трутнева. В конце прошлого года вице-премьер потребовал забрать у УЗГА контракт на разработку «Байкала». Глава Минпромторга Антон Алиханов тогда ответил, что в ведомстве не считают необходимым менять подрядчика, так как это затянет срок реализации проекта.
- УЗГА разрабатывал самолет с 2019 года. За это время предприятие договорилось о поставке минимум 267 штук разным компаниям. Завод собирался запустить серийное производство самолета в 2024 году. Этого не произошло, и первые поставки самолетов авиакомпаниям сдвинули с 2025 на 2026 год.
- В марте 2025 года стало известно, что УЗГА собрал первые три самолета «Байкал». Но двигатель пока не импортозаместил.
UPD: Юрий Трутнев позже заявил, что хочет «призвать к ответственности» тех, кто работал над самолетом «Байкал». Он планирует собрать консорциум, чтобы возобновить работу над проектом. Трутневу «совершенно не нравится идея отказаться от разработки нового самолета» и использования тех лайнеров, которые летали 60–80 лет назад. «Я еще конструкторов, послушаю их предложения. В принципе, я встречался с рядом специалистом и задавал им простой вопрос: «В целом можно?». Они говорят: «Можно»… Давайте думать, что нам надо сделать, чтобы это «можно» осуществилось», — процитировал ТАСС полпреда президента.