В Минтрансе расширили перечень вооружения и обмундирования для сотрудников служб транспортной безопасности (СТБ). Проект постановления готов и должен вступить в силу 1 сентября 2025 года.
Сейчас охранникам аэропортов и железнодорожных вокзалов выдают резиновые дубинки, электрошокеры, искровые разрядники, короткоствольное оружие, бронежилеты. Дооснастить их предлагают защитными касками, отечественными средствами принудительной остановки транспорта, баллончиками со слезоточивым газом и длинноствольными ружьями, которые выдают группам быстрого реагирования. В комплекте к каждому ружью — по 50 патронов неснижаемого запаса и 200 на учебную стрельбу в год.
В документе говорится и про применение средств против беспилотников. Сотрудников транспортной безопасности научат нейтрализовывать не только воздушные цели, но и надводные и подводные аппараты, а также наземные беспилотники при попытке незаконно проникнуть на территорию.
Впервые револьверы или пистолеты получат сотрудники СТБ, проводящие дополнительный и повторный досмотр пассажиров, а также наблюдение за подозрительными гражданами.
Главный редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров объяснил «Известиям», что пистолеты подойдут для терминалов аэропортов, а ружья нужны для охраны открытых пространств. С помощью в том числе охотничьих ружей сотрудники аэропортов или иных режимных объектов смогут отстреливать беспилотники и диких животных, проникающих на территорию региональных аэропортов.
На какие средства будут закупать новое оружие и обмундирование для охранников, источники «Известий» не сообщили. Но в январе «Ведомости» со ссылкой на источник в Минтрансе писали, что российские аэропорты не будут оснащать защитой от беспилотников за счет федерального бюджета. Этими вопросами будут заниматься военные и сами аэропорты.
Речь идет о гражданских аэродромах, которые относятся к объектам транспортной инфраструктуры первой категории. Это, в частности, аэропорт Пулково в Петербурге, столичные аэропорты и воздушные гавани крупных городов страны вроде Екатеринбурга, Калининграда, Новосибирска, Сочи. Предыдущая версия нацпроекта по беспилотным авиационным системам предполагала, что к 2028 году системами антидроновой защиты должен быть оснащен 31 аэропорт. Совокупно за два года на эту защиту планировалось выделить более 11 млрд рублей.
Генеральный директор «Аврора-БАС» Дмитрий Третьяков считает, что охранники аэропортов вряд ли справятся с задачей отстрела беспилотников. «Работа сил транспортной безопасности часто не согласована. Функции защиты возложены на объекты транспортной безопасности, которые действуют часто самостоятельно. Можно разрешить беспилотникам летать, а потом гоняться за ними с ружьями. Но не всякий охранник с первого раза попадет во враждебный беспилотник. Средства радиоэлектронной борьбы тоже не всегда эффективны», — объяснил он.
Эксперт считает, что нужен более гибкий и индивидуальный подход к обеспечению безопасности полетов. Там, где угроза реальна, — максимально ужесточить режим полетов беспилотников, но в других регионах можно ослабить контроль и сконцентрироваться на развитии беспилотной авиации.
- В январе 2024 года президент России Владимир Путин подписал закон, который официально разрешает сотрудникам служб транспортной безопасности сбивать обнаруживаемые беспилотные летательные аппараты.