Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки

репортаж
28 февраля 2025, 14:41
Фото: 66.RU
Фанаты железных дорог едут со всего мира на Урал, чтобы увидеть ее. Но для немногочисленных местных жителей алапаевская узкоколейная железная дорога остается единственной нитью, связывающей почти мертвые деревни с «большой землей». Спецкор 66.RU Дмитрий Антоненков и фотограф Антон Буценко провели день в пути. И в разговорах с отшельниками – о том, почему они не желают переезжать в города.

Пути алапаевской узкоколейной железной дороги (АУЖД) проложены в самом центре Свердловской области, по непроходимым таежным болотам Алапаевского района, среди которых и живут современные уральские отшельники. Ныне ничего не говорящие названия — Строкинка, Березовка, Калач или Муратково — в советские времена были крупными леспромхозами. В них проживали тысячи человек. В поселках функционировали магазины, больницы, школы и детские сады.

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

Рабочие этих населенных пунктов валили лес и узкоколейкой вывозили его в Алапаевск. На 70—80-е годы пришелся самый пик добычи лесоматериалов. Но уже в 90-е, когда пропала нужда в таком количестве дерева, жизнь в поселках начала затихать. Последних жителей, кто самостоятельно не смог перебраться в города, алапаевские власти вывозили «добровольно-принудительно».

Чиновникам было выгоднее единожды потратиться на жилье в развивающихся городах, чем постоянно поддерживать инфраструктуру полузаброшенных поселков, добраться до которых — целое приключение. Выкупив необходимое количестве квартир в Нижней Синячихе, чиновники вывезли туда людей из таежных поселений.

Вот только не все согласились на переезд. Так, среди запустения вымерших поселков сохранились ростки жизни.

«Зачем мне переезжать? Что я в квартире буду делать? Я и здесь нормально живу. Здесь все свое. Да и родители рядом. На кладбище…» — объясняет житель поселка Березовка Андрей Шалаев.

В 60-е в Березовке проживало до 3 тысяч человек. С того времени население сократилось в тысячу раз. Сегодня жители поселка — трое братьев Шалаевых. 58-летний Андрей — самый младший из них.

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

Андрей Шалаев

Как на младшем, на нем лежит обязанность ездить в город за припасами. Он везет с собой несколько канистр с дизельным топливом и большие сумки с продуктами, которых не найти в лесной глуши: растительное масло, чай, сахар и яблоки. Мы беседуем с Шалаевым в вагоне состава, медленно пересекающего тайгу с юга на север по ветке АУЖД.

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

В советские времена длина путей АУЖД доходила до 600 км, а сейчас составляет чуть менее 200.

Вагон для выборов и вагон-храм

Вагон поезда раскачивается, словно шлюпка во время шторма. Зазевавшиеся неподготовленные пассажиры с легкостью могут потерять опору под ногами.

«Такая качка происходит из-за того, что вагон широкий, а колесная база узкая. Кроме того, еще встречаются участки старых расползающихся путей. Но на сегодняшний день на большей части дороги проведен ремонт, — объясняет Павел Ашихмин. Он работает на АУЖД путейцем, а по совместительству тут же развивает железнодорожный туризм. — Раньше из-за состояния путей составы даже сходили под откос, «выпадали», как здесь говорят. Последний случай был полтора года назад. Но сейчас у нас порядок. Главное, чтобы поезда не разгонялись свыше 30 километров в час».

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

За скоростью, соблюдением расписания и прочими параметрами на станциях следят контролеры.

Узкоколейщики соблюдают технику безопасности и потому не спешат. За окном медленно проплывают живописные пейзажи уральской тайги. Глубокие сугробы тронуты только следами многочисленных зверей.

Состав состоит из 40-летнего тепловоза, который тянет чуть более молодой пассажирский вагон. В последнем, прямо посреди салона, стоит буржуйка, которую щедро растопили еще до начала рейса. Внутри жарко, хотя за окном ниже -20 °C.

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

По Алапаевской узкоколейке двигаются раритетные составы. Сегодня в России остался только один производитель узкоколейной техники — Камбарский машзавод в Удмуртии. Но, по словам Павла, цены на продукцию такие, что куда дешевле искать и восстанавливать технику советского выпуска.

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

Если бы не упрямство таких же, как Шалаевы, «робинзонов», то, вероятно, АУЖД сегодня бы не существовала. Для лесных жителей узкоколейка — единственный способ съездить в город, отовариться в магазине, получить почту и пенсию, даже медики в случае чего добираются до своих пациентов-отшельников по АУЖД. В общем, узкоколейка стала той самой дорогой жизни, которую волей-неволей пришлось поддерживать чиновникам.

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

Нельзя сказать, что АУЖД существует только на дотации. Вдоль путей идут лесные вырубки. Вывоз лесоматериалов — еще один источник дохода и вид деятельности узкоколейщиков.

Нынешнее содержание дороги обходится Алапаевскому району в 80–90 млн руб. в год. Отдельной нагрузкой становятся ремонты. Например, в 2020-м на капитальную починку железнодорожного моста через реку Санкино муниципальное образование выделило почти 14 млн.

Женщины, баня и самогон

А из-за отсутствовавшего ранее финансирования несколько лет не ремонтировались пути железнодорожного уса, отходящего от основной ветки АУЖД на восток, до Березовки. К 2015 году шпалы сгнили настолько, что стало опасно ходить поездам. Шалаевым приходилось выбираться из своего захолустья на «пионерках» — самодельных мотодрезинах. В силу своих особенностей вагонетки могут проехать там, где поезда сойдут с рельсов. А в крайнем случае «пионерку» можно руками вернуть на рельсы.

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

Частное средство передвижения по АУЖД — «пионерка»

В 2018 году начался ремонт 26-километрового участка. К осени 2021-го пути капитально отремонтировали, и составы вновь стали навещать Шалаевых. Теперь поезд до поселения братьев ходит два раза в месяц.

Благодаря возобновлению сообщения Березовку посещает вагон-храм, в котором служит священник из Алапаевска. Еще в закромах АУЖД даже есть вагон, оборудованный всем необходимым для проведения выборов: кабинки для сохранения тайны голосования, урны и видеонаблюдение.

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

«Конечно, я за Путина голосовал! Он много чего хорошего нам сделал, — объясняет живущий в лесной глуши Андрей Шалаев. — Когда высоковольтную линию до нас завалили, мы остались без электричества. Стали писать Путину. Он дал приказ губернатору. Тогда еще Россель был. Нам и поставили электростанцию. Поначалу работала. Дизель для нее выделяли, привозили. Но уже восемь лет как сломалась и ее увезли».

С тех пор Шалаевы живут без электричества. Еще только в начале энергетических проблем Березовки Андрей пытался поставить на местной реке самодельную гидроэлектростанцию. Но нехватка запчастей и понижение уровня воды усложнили задачу. Несмотря на это, отшельник-изобретатель не собирается окончательно отказываться от своей идеи.

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

Березовка

Впрочем, Шалаевы уже привыкли обходиться без электричества. Серьезным подспорьем в их хозяйстве является 30-головое коровье стадо. Мясо идет в пищу и на продажу, поездами его отправляют покупателям в город.

Дикие отшельнические места привлекают к себе множество туристов. АУЖД известна далеко за пределами России среди фанатов железных дорог. Вот и в числе пассажиров нынешнего рейса — московские блогеры, снимающие фильм про уральскую узкоколейку, и прилетевший из Японии Ютака. Он путешествует по миру, собирая истории необычных трамваев и железных дорог.

В нынешней поездке он рисковал надолго задержаться в уральской глухомани.

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

Ютака

«Японец, ты остановишься у нас? Клюква в сахаре, самогон, баня! После бани немного браги на меду, а потом снегом умыться. Ты умывался снегом?» — обратился Андрей Шалаев к Ютаке.

Турист в растерянности замотал головой, оглядываясь на других. Но пассажиры, прислушивающиеся к этой беседе, только расплываются в завистливых улыбках.

«Ну снегом… Это обычное явление после бани. Тело розовое становится. Сразу жить хочется. Ну, конечно, женщин нет. Надо было заказать, привезти парочку. Но если согласишься, мы тебе все организуем. Ну чего, остаешься у нас на две недели? Следующим поездом [через две недели] уедешь».

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

Ютака отвечает единственной фразой, которой его научил явно кто-то из россиян: «Я русский язык ни*** не понимаю!» Зрители взрываются хохотом.

По дороге жизни последних уральских отшельников. Один день в вагоне алапаевской узкоколейки
Фото: Антон Буценко 66.RU

Андрей Шалаев один сходит на конечной станции Березовка. Состав АУЖД трогается в обратный путь.

Дмитрий Антоненков