Проснувшись утром 27 января 2005 года, Екатеринбург погрузился в шок. Никаких официальных заявлений или публикаций еще не было. Но первые подробности гибели Александра Хабарова уже распространялись по городу сами: нашли в камере СИЗО в петле из лампасов от собственных штанов.
Напрасно журналисты с самого утра на морозе осаждали вход в екатеринбургский централ. К ним так никто и не вышел. А первые комментарии официальных лиц стали появляться после обеда.
Даже силовики пребывали в шоке. Видимо, поэтому не скоординировали свои позиции. В паблике оказались противоречащие друг другу заявления: смерть от сердечного приступа, суицид и, наконец, убийство.
Разнобой породил недоверие к официальному расследованию обстоятельств гибели Александра Хабарова. Под сомнением оказались и причины, по которым лидера ОПС заточили в следственный изолятор.
Путь в СИЗО
В екатеринбургском централе Хабаров оказался в декабре 2004 года после задержания и обвинения по редкой статье «Принуждение к совершению сделки». Это тоже вызывало сомнения и предположения, что реальной причиной преследования стала «встреча друзей», или сходка. В сентябре 2004-го за Оперным театром ее собрали два Александра: Хабаров и Вараксин, как утверждали журналисты, возглавлявший ОПС «Центр».
— Есть только два вора — Трофа [Андрей Трофимов] и Каро [Кароглы Мамедов]. Мы признаем только их авторитет. Остальные твари, которые лезут к нам… Чтобы ноги этой мрази не было в городе, — донес Александр Хабаров волю главных уральских группировок собравшимся в сквере. Тем самым он прилюдно объявил войну представителям патриарха уголовного мира России Аслана Усояна (Дед Хасан), пытавшимся взять под контроль Свердловскую область.
![]() Фото: Дмитрий Антоненков, 66.RU |
---|
«Собрание за Оперным» в 2004 году |
Такую риторику не оценили официальные власти. Грянул скандал. В ноябре Совет Федерации направил главе МВД запрос с требованием объяснить, на каком основании милиция не предотвратила публичное проведение «бандитской сходки» в Екатеринбурге.
Но ОПС «Уралмаш» и «Центр» к этому времени были не просто преступными группировками. Их лидеры превратились в респектабельных бизнесменов и политиков. Их интересы распространились далеко за Урал. Хабаров и Вараксин заняли кресла депутатов екатеринбургской думы. Под их управлением оказались заводы, банки и СМИ.
Тем не менее силовики после нагоняя из Москвы буквально рыли землю в поиске зацепок, которые позволят обелить запятнанную честь мундира. Их внимание привлек конфликт вокруг «Банка 24.ру».
Война за «Стройпластполимер»
Еще в I квартале 2004 года к руководству «Банка 24.ру» обратилась дирекция екатеринбургского завода «Стройпластполимер». Банку было предложено инвестировать в предприятие. Руководство финансового учреждения согласилось и приобрело 20% акций «Стройпластполимера».
Через несколько дней после этого с управляющим совладельцем банка Сергеем Лапшиным встретился Александр Вараксин и предложил продать эти акции.
Лапшин отказался. Тогда Вараксин «настойчиво попросил» банкира не принимать участия в назначенном на ближайшее лето аукционе по продаже пакета акций «Стройпластполимера», принадлежавшего государству.
![]() Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Сергей Лапшин |
Александр Вараксин уже владел контрольным пакетом. Но его целью было установление единоличной власти на предприятии.
Судя по всему, Сергей Лапшин не оценил риски. Он принял участие в торгах.
«Аукцион был закрытый. Заявки подавались в конвертах, — рассказывал позже Сергей Лапшин. — Цена, которую я назначил за пакет акций, ненамного отличалась от той, что выиграла. Выиграл Бизнес-клуб «Глобус» [под контролем Александра Вараксина]. Как позже выяснилось, информация о том, какую цену я назначил, «ушла» к Вараксину от [совладельца «Банка 24.ру» Александра] Белых».
Летом 2004 года Россию сотряс третий в ее истории банковский кризис. Кредитные учреждения закрывались по всей стране. Вкладчики в панике снимали накопления. Для «Банка 24.ру» кризис усугубился конфликтом с авторитетными екатеринбуржцами.
«Мы с Белых тогда много думали о привлечении дополнительных средств. Он советовал продать пакет акций «Стройпластполимера» Вараксину, — продолжает рассказ Лапшин. — Я отказывался от этой идеи. В начале августа, когда я был в отпуске, Белых встретился с Вараксиным. По его словам, Александр Иванович настойчиво просил продать акции за 600 тысяч долларов. Якобы ситуация накалилась, «уралмашевская» и «центральная» группировки объединились и приняли решение уничтожить банк, если акции не будут проданы».
По словам Лапшина, в тот момент началась работа по дискредитации. К примеру, финансовые учреждения, имеющие отношение к «Банку 24.ру», закрыли свои лимиты.
![]() Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
«Тогда я лично встретился с Вараксиным. Он сказал, что в результате моего упрямства они заплатили слишком высокую цену за госпакет акций. К тому же к делу уже подключены СМИ, силовики и депутаты, — вспоминает Лапшин. — Я предложил продать акции по первоначальной цене. Но Вараксин отказался. Он сказал: «На сегодняшний день можно убить любого человека, несмотря на его охрану и броневики».
А спустя еще некоторое время Белых после встречи с Вараксиным и Хабаровым подал заявление об увольнении. На «авторитетной» встрече представителю «24.ру» объявили, что кампания по уничтожению банка началась.
«Они тебе весточку передали», — сказал мне Белых и отдал журнал, где была описана «воровская сходка» в центре Екатеринбурга. Я воспринял это как реальную угрозу моей жизни со стороны Вараксина и Хабарова, — рассказывал Лапшин. — Я спросил Белых: «Неужели ничего нельзя сделать?» Он мне ответил: «Ну, если только отдашь им все акции и два миллиона сверху».
Сразу после этого, вероятно, не без вмешательства Белых, началась продажа допофисов банка. Но главным ударом стал пресс-релиз, распространенный ОПС «Уралмаш». В нем сообщалось, что Александр Хабаров купил 20% акций «Банка 24.ру». Как выяснилось, Белых, за спиной Лапшина, действительно продал их.
«Информация о том, что лидер «уралмашевской» группировки входит в состав акционеров банка, привела к оттоку средств клиентов, — говорит Сергей Лапшин. — Отток начался в тот же вечер, как прозвучала информация, и продолжался всю ночь. Все крупные клиенты, с которыми я разговаривал, заявляли, что они не оставят свои средства в банке, акционером которого является Хабаров».
Контрольный выстрел
На следующий день Александр Хабаров нанес «добивающий удар». Он вышел к журналистам, традиционно собравшимся в городской думе в день ее заседания, и объявил: «Хочу предупредить вкладчиков: в банке существует финансовая пирамида. В ближайшее время могут быть введены ограничения на выдачу вкладов физических лиц […] многочисленные суммы по вкладам физических лиц заморожены Лапшиным. Возможно, в скором времени в банке будет введено внешнее управление. Возможно, совет директоров будет иной».
![]() Фото: архив газеты "Подробности" |
---|
Заявления Александра Хабарова всегда вызывали ажиотаж. |
Хабаров завершил выступление обращением к вкладчикам с просьбой «не паниковать и не забирать вклады из банка». Конечно, реакция оказалась обратной. Клиенты атаковали кассы.
«Я понял, что нужно идти на уступки, и договорился с Хабаровым о встрече в ресторане «Атриум Палас Отеля». Александр Алексеевич тогда сказал мне, что я влез не в свое дело. Что «Стройпластполимер» — завод, на котором вырос Вараксин, там его корни, он там избирается. Хабаров сказал, что я должен отдать акции. И так как в дело пришлось вмешаться ему, то полагается бонус в размере 500 тысяч долларов. Я согласился».
Все документы оформили за три дня. Сделка состоялась. Лапшин получил 20% акций «Банка 24.ру» от Хабарова и продал купленные им за 55 миллионов рублей акции «Стройпластполимера» Вараксину — за 29 тысяч рублей.
Казалось, конфликт исчерпан. Но в ноябре 2004-го Сергей Лапшин написал заявление о принуждении к сделке. «Здесь не важна сумма ущерба. Главное, что сделка была совершена с принуждением. Я хочу вернуть себе акции «Стройпластполимера», — несколько лет спустя будет объяснять он.
Заявление банкира оказалось той самой зацепкой, которую искали силовики. В декабре оперативники со спецназом задержали двух из трех Александров — Белых и Хабарова. Вараксин успел покинуть Екатеринбург. Его объявили в федеральный розыск. А Белых с Хабаровым оказались в камерах екатеринбургского СИЗО.
Все очевидцы, встречавшие лидера ОПС в изоляторе, делились схожими впечатлениями: Хабаров выглядел решительным и спокойным, проводил много встреч с адвокатами. Библиотекарь централа вспоминала, что знаменитый арестант много и с упоением читал русских классиков — Толстого и Достоевского.
Лишь одно свидетельство выбивается из общей канвы. Известная екатеринбургская адвокатесса вспоминала, что 26 января 2005 года, придя на встречу со своим подзащитным, случайно увидела Хабарова: «Он выскочил в коридор, бледный и явно был чем-то взволнован. Я бы не запомнила этот момент, если бы на следующий день не узнала о его гибели. С кем он тогда встречался, мне неизвестно».
(Само)убийство
27 января 2005 года около 05:00 сотрудники СИЗО нашли Хабарова висящим в камере на удавке из лампасов спортивных штанов. Его адвокат Валерий Клюкин одним из первых подтвердил гибель своего клиента. При этом уточнял: в изоляторе ему сообщили о смерти от сердечного приступа.
После того как это заявление стали распространять журналисты, ГУФСИН выпустило пресс-релиз, из которого следовало: «Подследственный Хабаров обнаружен утром в петле».
Позже свердловский прокурор Александр Шайков добавил: «Результаты осмотра места происшествия и предварительной проверки дают основание полагать о насильственной смерти депутата Хабарова. Проводятся необходимые следственные мероприятия, в ходе которых будет дана оценка действиям работников СИЗО № 1, не обеспечивших необходимых режимных требований».
По словам знакомого с деталями того расследование собеседника 66.RU, первые выводы силовики делали на основе найденных на теле погибшего повреждений.
Возбудили уголовное дело. Начали расследование.
Версию убийства в своих первоначальных высказываниях поддерживало большинство соратников лидера ОПС и его думских коллег.
И хоронили не как самоубийцу — с православным отпеванием. Журналисты не смогли сойтись в подсчетах собравшихся почтить память усопшего. По максимальным оценкам, в тот морозный день на похороны пришли до 10 тысяч человек.
![]() Фото: кадр телекомпании ТАУ |
---|
Прощание с Хабаровым стало крупнейшими в истории Екатеринбурга похоронами. |
Хабарова захоронили на Северном кладбище Екатеринбурга, рядом с другими лидерами ОПС.
![]() Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
К тому моменту наиболее распространенными версиями о причинах гибели лидера «Уралмаша» были:
- убийство в интересах Аслана Усояна при попустительстве и/или поддержке силовиков;
- самоубийство из-за совершения серьезного проступка.
И все последующие годы высокопоставленным силовикам приходилось чуть ли не оправдываться. Снова и снова они публично объявляли: наиболее вероятная причина смерти — суицид. А найденные на теле ссадины и гематомы объясняли предсмертными конвульсиями.
В 2005 году Шайкова на посту свердловского прокурора сменил Павел Кукушкин. Под его руководством следствие закрыло уголовное дело гибели Хабарова.
«Было очень тяжело. Вокруг этого дела было очень много склок, подводных камней, слухов и сплетен», — говорил впоследствии Кукушкин.
Но генпрокуратура неоднократно реанимировала расследование. И каждый раз следствие приходило к единственному выводу о суициде.
Уже тогда «уралмашевцы» неохотно высказывались о гибели своего лидера. А сегодня на любые расспросы жестко отвечают: «Все уже давно было сказано. Незачем ворошить прошлое».
Разгром ОПС «Уралмаш»
Гибель Хабарова и активизация силовиков заставили оставшихся лидеров ОПС покинуть Россию, обосноваться в Турции и ОАЭ. Это позволило официальным лицам объявить о «полном разгроме группировки».
В 2007 году Александра Белых признали виновным в принуждении банкира Лапшина к сделке с продажей акций «Стройпластполимера». Приговорили к одному году условно.
Очевидно, такое мягкое наказание сказалось на решении Александра Вараксина вернуться в Екатеринбург. Он сдался полиции. В СИЗО его помещать не стали.
На суде Вараксин и его представители делали явные и косвенные намеки на то, что его жизни угрожает опасность. Накануне приговора даже готовили пресс-конференцию, где Александр Вараксин должен был эти опасения озвучить. Встечу с прессой отменили в последний момент. Но параллели со смертью в СИЗО Александра Хабарова журналисты все равно провели.
5 июля 2007 года в Октябрьском суде Екатеринбурга зачитали приговор Вараксину. По аналогии с решением, вынесенным Белых, ожидалось, что выгодоприобретатель «принуждения к сделке» также получит «условку». Однако судья Елена Решетникова в наступившей тишине озвучила: «Один год и одиннадцать месяцев реального лишения свободы».
![]() Фото: Дмитрий Антоненков, 66.RU |
---|
Александр Вараксин слушает собственный приговор |
Вараксин ничем не выдал своих эмоций. Он спокойно надел пиджак и вывернул руки, чтобы подошедший конвой застегнул на них наручники. Православный священник, слушавший приговор, крикнул выходящему из зала осужденному: «Я буду молиться за тебя».
Вместо Александра Вараксина все сказал его адвокат Ахтям Давлетов. В разговоре с журналистами он эмоционально назвал решение «судебным произволом» и пообещал обжаловать.
Апелляция не помогла.
Свой срок Александр Вараксин отбывал в женском СИЗО № 5 в Екатеринбурге. Это все также объяснялось угрозами его безопасности.
В 2009-м он освободился и окончательно пропал из публичного пространства.
![]() Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
На могиле Александра Хабарова и других лидеров «разгромленного» ОПС всегда вовремя сменяют букеты цветов. Но 27 января их становится больше. А за их сохранностью на погосте следит безымянная видеокамера с датчиком движения.