Болонская система высшего образования — это единые стандарты обучения, которые объединяют вузы разных государств. Согласно этой системе, во всех странах-участницах должна быть одинаковая классификация научных степеней, которые сопоставимы во всех вузах. Студенты могут получать образование в одной стране и беспрепятственно заканчивать его в другой. Диплом об образовании одинаково принимается во всех государствах, которые одобрили Болонскую систему. А студенты могут беспрепятственно проходить стажировку и устраиваться на работу в странах-участницах.
Россия присоединилась к ней в 2003 году. Специалитет, который был до этого, поделили на бакалавриат («неполное высшее») и магистратуру. Несмотря на принятие новой программы, Россия изначально по-другому сформировала процесс обучения. Точнее, оставила все как есть. По правилам Болонской системы, учебный год состоит не из двух семестров, а из четырех модулей. Учебные предметы студент выбирает себе сам, исходя из интересов и целей.
Российские вузы исключили из Болонской системы в 2022 году. После этого власти страны заявили, что будут менять модель высшего образования. В этом году началась подготовка, а с 1 сентября 2026 года она должна заработать.
Что будет с нынешними бакалаврами?
В обучении студентов-бакалавров ничего не изменится. В Минобразования сообщили, что студенты, которые учатся по программе бакалавриата, смогут завершить учебу, не переходя на новую систему. Прием в вузы в этом году (2024/25) прошел по старой системе. В будущем дипломы бакалавриата будут признаваться и оцениваться точно так же, как и дипломы нового образца.
Как отказ от Болонской системы повлияет на образование?
По структуре новая система похожа на Болонскую. Разница только в названии. С сентября 2026 года в России будет две ступени высшего образования и аспирантура.
- «Бакалавриат» станет «Базовым высшим», куда войду бакалавриат и специалитет. Обучение будет длиться от 4 до 6 лет, в зависимости от программы. Например, у инженеров и педагогов оно будет дольше. Как объяснял министр науки и высшего образования Валерий Фальков, для этих направлений четырехлетнего обучения недостаточно.
- «Магистратуру» заменит «Специализированное высшее». Туда же включат ординатуру и программы ассистентуры-стажировки. Обучение длится от 1 года до 3 лет.
- Появится «Профессиональное образование» — новый уровень, к которому отнесут аспирантуру.
Порядок поступления останется прежним: сначала базовое высшее, затем специализированное, а затем профессиональное. Выпускники базового профиля могут самостоятельно принимать решение, продолжать ли обучение на специализированном высшем, но оно будет требоваться не везде (как и сейчас).
Как изменятся правила приема?
Поступить в вузы можно будет точно так же:
- на базовый уровень принимают по результатам ЕГЭ;
- для тех, кто не сдавал ЕГЭ, университеты проводят вступительные экзамены.
Результаты олимпиад при поступлении продолжают учитывать. На базовое обучение могут поступать не только выпускники 11-х классов и колледжей, но и все желающие.
Будут ли признавать новые дипломы за границей?
Ректоры вузов, которые стали пилотной площадкой для тестирования новой системы (их 6, среди них нет учреждений в Екатеринбурге), считают, что проблем возникнуть не должно. Выпускникам российских вузов и ранее приходилось проходить специальные процедуры по признанию диплома, несмотря на участие в Болонской системе.
Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев предполагает, что сложности все-таки возникнут.
«Даже в дружественных странах сегодня в большинстве распространена система: бакалавриат, магистратура, аспирантура. И здесь возникает этот зазор и возможность непризнания международным сообществом тех подходов, которые будут предложены. Но в целом это бьется с целевыми задачами, которые ставятся министерством и правительством. Они связаны в том числе со снижением оттока кадров за рубеж для получения других уровней образования», — сказал Терентьев.
На кого уже повлиял отказ от Болонской системы?
Есть категория людей, которая почувствовала на себе последствия выхода из международной системы уже в 2022 году. Это ученые и преподаватели вузов.
Теперь людям, занимающимся наукой на профессиональном уровне, сложнее объединяться с иностранными учеными, проводить совместные исследования и создавать научные труды. Ухудшился обмен знаниями и опытом.
Раньше от преподавателей и исследователей требовались публикации в зарубежных изданиях. Чем их больше, тем лучше. Теперь это все нерелевантно.
Есть ощутимые последствия и для студентов. Теперь они не могут учиться в вузе за рубежом и зачесть это время при получении диплома на родине.