В начале текста оговоримся, что далее будет очень много спойлеров. Возможно, после прочтения вам будет неинтересно смотреть сериал. А может, наоборот, станет любопытно следить за развитием сюжета, зная реальную историю ОПС «Общак».
По сюжету «Лихих», в 1991 году семья Лиховцевых в поисках лучшей жизни перебирается из глухой деревни в Хабаровск. Глава семейства Павел Лиховцев, имея богатый охотничий опыт, в городе оказывается втянут в бандитские разборки и вместе с сыном становится штатным киллером преступного сообщества «Общак».
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Как создавали ОПС «Общак»
«Общак» был крупнейшим преступным сообществом на Дальнем Востоке. Это ОПС стало своеобразным рекордсменом по размеру контролируемой территории. В период своего могущества «Общак» взял под крышу все ключевые аспекты жизни на Дальнем Востоке: от уличной торговли до экспорта и импорта товаров, пересекающих местные границы.
Считается, что группировка появилась в конце 80-х. Отцом-основателем ОПС стал Евгений Васин, более известный как Джем. Его одноименный прототип появляется в сериале.
Журналисты, сегодня вспоминающие «Общак», друг за другом повторяют, что именно Джем был приверженцем строительства криминальной структуры по образу итальянской мафии. У коммерсантов от мала до велика он требовал уплаты взносов (общака) в криминальную кассу группировки, объясняя, что средства пойдут на решение общих проблем. «Общак» даже открыл собственные общественные приемные, в которых принимал жалобы от жителей.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Выходец из ОПС «Общак», смотрящий за Хабаровском с 1986 года, Владимир Податев в разговоре с 66.RU отчасти опроверг эту информацию. Он вспоминает, что познакомился с Джемом в 80-е в спецтюрьме Тобольска. Освободившись в 1986 году, Податев вернулся в родной Хабаровск, где сразу угодил в больницу с туберкулезом.
«Тогда во всем крае был беспредел. Я начал наводить порядок в больнице. Везде расставил смотрящих. А после уже по городу встречался с лидерами улицы, спортсменов и диаспор. Я им объяснял: «Пришло время наводить порядок. Будем наводить общаковую постановку, греть зоны». На тот момент воров в законе на Дальнем Востоке не было. Поэтому мы взяли на себя работу по созданию общаковской постановки», — вспоминает Податев.
По его словам, за три месяца он взял под контроль Хабаровск, после чего к нему стали присоединяться неформальные лидеры с других частей края.
«При мне уплата общака была добровольной. Не хочешь — не плати. Но если у тебя потом возникали проблемы, то и не рассчитывай, что тебе кинутся помогать. Вообще, мы создали уникальную систему. Нигде такого не было. У смотрящих по районам была прямая обязанность: принимать людей и помогать решать их проблемы», — рассказывает 66.RU Владимир Податев.
После освобождения Джема Податев передал ему наработки по краю, оставив за собой Хабаровск.
«Джем был поднадзорным. У него были сложности с выездом из Комсомольска-на-Амуре. Да он и сам опасался провокаций. Поэтому по всему Дальнему Востоку ездил я и расставлял смотрящих: Приморский край, Сахалинская область, Магадан. Возвращаясь, я все связи передавал Джему», — объясняет Податев.
А как же криминальные разборки?
В «Лихих» Хабаровск 1991 года кишит бандитами, которые пускают друг другу кровь. Наш собеседник утверждает, что в реальности Хабаровск первой половины 90-х был довольно спокойным местом.
«В начале 90-х я сделал прогон по Хабаровску о запрете беспредела: чтобы не срывали шапки, не рвали сережки. На рынке, когда торговцы начали борзеть, мы — человек 200 — зашли, раздали бумажки, на которых были указаны рекомендуемые цены, и молча ушли. Все делалось дипломатично, никого не избивали и не убивали. Я семь лет был смотрящим за городом, и при мне не было ни одной массовой драки, разборки или заказного убийства. Я раз в неделю в своем ресторане собирал всех лидеров — уличных, спортивных, диаспор, и мы сообща решали все конфликты. Вся кровь и убийства начались после моего отъезда из города», — утверждает Владимир Податев.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Между тем драма отца и сына Лиховцевых из «Лихих» вдохновлена реальной историей семейного подряда наемных убийц — Евгения и Павла Деминых. Последнего привел в группировку Юрий Масленников, более известный на Дальнем Востоке как Краб. По ходу сериала Масленников «подводит» Лиховцева к совершению первого убийства — авторитета Виктора Тяна.
«Авторы передернули реальную ситуацию. Показывают 14-летнего пацана с отцом в 1991 году. На самом деле в 91-м этому Евгению было всего 8 лет. А показанная ситуация с корейцем Тяном была где-то в 1996 году», — объясняет Податев.
В реальности Краб был школьным учителем физкультуры. Подрабатывая вышибалой в местном ресторане, он влился в криминальную жизнь Хабаровска и стремительно продвигался по карьерной лестнице.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
«Краб попал в движение около 1994 года. Его и других спортсменов подтянули в качестве силовой поддержки. А уже позже он оперился и зазвездился. У него родня была в краевом УВД, и он заходил туда как к себе домой, решал вопросы», — утверждает Владимир Податев.
В 1994 году Податев официально вышел из ОПС «Общак». По его словам, он завязал с криминалом и занялся бизнесом, общественной и благотворительной деятельностью: «Если раньше меня воспринимали как криминального авторитета, то уже в начале 95-го я был заместителем верховного атамана казачьих войск России и зарубежья, членом комиссии по правам человека при президенте России».
Развив бурную деятельность и оставаясь самостоятельным, Владимир Податев оказался втянут в конфликт с местными властями, а позже и с «Общаком». Противостояние чуть было не дошло до прямого боестолкновения казаков и спортсменов со стороны Податева против братвы «Общака». После чего в 1995 году Податев покинул Дальний Восток.
Дальше смотрящие за Хабаровском сменялись один за другим. В 95-м погиб сменщик Податева вор в законе Беляй. Через год расстреляли Виктора Киселева, известного как Кисель. А после убийства смотрящего Сергея Меркумьянцева ответственным за город стал Юра Краб.
Джем и его статус
Считается, что Евгений Васин стал первым вором в законе на Дальнем Востоке. Однако его статус в уголовной среде до сих пор вызывает множество вопросов.
Первую судимость Джем получил еще несовершеннолетним, за хулиганство. По целому ряду свидетельств, он сотрудничал с администрацией, выбивал себе условно-досрочное освобождение, работал на производстве. В 80-е он пытался создать из осужденных «Союз истинных арестантов», оппонируя воровскому движению. Все эти проступки не только противоречат идеологии законников, но и могут привести к гибели того, кто их совершил.
Но Евгения Васина все же короновали в той самой спецтюрьме Тобольска. Причиной послужил его авторитет среди арестантов, а главным стало его согласие продвигать воровскую идею на Дальнем Востоке.
Вернувшись в родной Комсомольск-на-Амуре, Джем стал «крестным» для почти десятка новых членов воровской семьи, выбранных им из ближайшего окружения.
При этом в интервью, которое Васин дал в 1995 году «Тихоокеанской звезде», он заявил: «Когда мне говорят, что я вор, то меня это оскорбляет. Вы знаете, как бы я себя называл? Просто Женькой Васиным. Вот прошел я свой путь. Меня кинули в эту мясорубку, и я прошел как надо. И просто хочу сейчас нормально жить».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кроме того, Джем прославился как создатель молодежного лагеря на амурском острове Малайкин, ставшем одной из баз «Общака». В лагере дети из неблагополучных семей проходили боевую подготовку и обучались уголовным понятиям. Возвратившись с острова, подростки несли в мир воровские традиции, собирали общак в своих школах. Считается, что именно с острова Малайкин среди российских подростков и стала распространяться идеология, позже получившая название АУЕ (движение признано экстремистским и запрещено в России).
Закат «Общака»
Прожить долго и нормально у Джема не получилось.
Началом конца сообщества стал поджог кафе «Чародейка» в Комсомольске-на-Амуре. 22 февраля 2001 года четверо боевиков «Общака» вбежали в заведение и разбросали банки с зажигательными смесями. В том числе они подожгли вход, отрезав путь к спасению. В момент поджога в кафе праздновали день рождения школьницы. Четверо посетителей скончались на месте, а еще столько же — позже в больнице.
Сильные повреждения получил и один из поджигателей. На следующий день его нашли повешенным.
Хозяином «Чародейки» был бизнесмен Анатолий Зайцев. Длительное время он отчаянно отбивался от попыток представителей «Общака» заставить его «делиться» доходами с основного бизнеса по переработке мусора. Ранее у него уже сгорел дом и пропала машина.
Силовики квалифицировали поджог «Чародейки» как теракт. Основной версией следствия стал конфликт между Зайцевым и «Общаком». Задержав сначала непосредственных исполнителей, в сентябре силовики арестовали Евгения Васина. Через месяц в камере СИЗО знаменитый «пахан всего Дальнего Востока» Джем умер от сердечного приступа, гласит официальная версия следствия.
После смерти Васина между первыми лицами «Общака» началась война за контроль над наследством. С коммерсантами тоже больше не церемонились. Попавших в немилость ожидала скорая расправа.
Но основная линия боестолкновения пролегла между Крабом, считавшим себя хозяином Хабаровска, и остальной верхушкой сообщества — Олегами Семакиным и Шохиревым и Эдуардом Сахновым (Сахно). Последнего в 2002 году «благословил» на уголовное лидерство над Дальним Востоком воровской «патриарх» дед Хасан (Аслан Усоян).
Фото: предоставлено читателем 66.RU |
---|
Эдуард Сахнов |
В начавшейся бандитской войне Юрию Масленникову пригодились его штатные киллеры — отец и сын Лиховцевы. Они открыли охоту на лидеров «Общака». Самым громким стало покушение на Сахнова. В ночь с 11 на 12 августа 2004 года «Мерседес» Сахно попал под перекрестный автоматный огонь на трассе Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре. В той бойне Сахнову удалось выжить. Когда об этом стало известно, среди людей Краба началась настоящая паника.
Спасаясь от мести, Масленников скрылся в Москве. В это время на Дальнем Востоке «общаковцы» буквально рубили на куски его ближних.
Неизвестно, с кем Краб договаривался в Москве. Но внезапно он и его ближайшие помощники заключили сделку со следствием и дали показания на первых лиц «Общака». Еще до того, как об этом стало известно, в 2005 году силовики задержали Сахнова, Семакина и Шохирева. В 2007 году их начали судить за организацию преступного сообщества. А в 2009-м триада лидеров «Общака» получила серьезные сроки. Больше всех дали Сахно — 22 года.
Сразу после оглашения приговора верхушке сообщества с Юрия Масленникова сняли статус особо важного свидетеля, объявили в розыск и задержали по обвинению в организации убийств и покушения на Сахнова. Как выяснилось, показания на своего патрона, в свою очередь, дал его киллер Павел Демин.
Сам Краб называл Демина Егерем, а силовики — Тихомировым. В 2011 году Хабаровский краевой суд приговорил Демина-Тихомирова к 11 годам лишения свободы. Оглашая приговор, суд зачел Егерю деятельное раскаяние.
История реального героя «Лихих» закончилась в камере СИЗО, где его нашли повешенным. Эта смерть обросла многочисленными легендами, каждая из которых называет своего интересанта гибели киллера.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Его сын Евгений также дал показания об известных ему преступлениях. Ему также присвоили статус особо важного свидетеля. Иногда он даже раздает интервью журналистам. А его воспоминания якобы и послужили основой сценария сериала «Лихие».
Краб смог выйти из СИЗО под залог. По последним данным, он остается на свободе, а о ходе следствия по его уголовному делу ничего не известно.
Сахно за время своей длительной отсидки успел побывать во многих российских исправительных колониях. Но особо он задержался в Свердловской области — в ИК-12, более известной по названию ближайшей железнодорожной станции — Сан-Донато.
По распространенной версии, авторитетного сидельца специально доставили на Урал в качестве оппозиции большому числу зэков-активистов, взявших под негласный контроль множество свердловских ИК. Срок наказания у Сахнова истекает в 2027 году. Но влияние, которое он развил в Свердловской области, может обернуться новым обвинением — по статье «Занятие высшего положения в преступной иерархии».